«Клоуны» − новый спектакль ученицы Юрия Погребничко Саши Толстошевой в театре «Около дома Станиславского». На постановку её вдохновил одноименный фильм Федерико Феллини в жанре доку-фикшн. Используя классические образы, режиссёр пытается исследовать через театр природу сценического существования цирковых артистов. В каждом из них можно рассмотреть свою неповторимую историю.
Саша Толстошева также выступает и художником спектакля. Вместо ярких красок она выбирает приглушённые оттенки, вместо верёвочной лестницы –крутая лестница на балкон, а арены или купола вовсе нет. Траектория перемещения клоунов рисует воображаемый круг, он медленно втягивает внутрь, подключая зрителя к ритму действия. Бессюжетный гипнотический сеанс с номерами клоунов, которые, кажется, вот-вот что-то выкинут чудаковатое или даже провокационное. Ведь клоунам можно всё! Состояние ожидания – главное настроение спектакля, где всё балансирует между импровизационной лёгкостью и интермедиями, строго продуманными до мелочей.
Белый и Рыжий клоуны практически не покидают сцену, они имеют право заговорить со зрителем или даже вывести кого-то на сцену. Правда порой отгораживаются от всех двумя цветочными тумбами. Мария Погребничко и Екатерина Кирчак трогательно и мягко играют дуэт классических клоунов, без нарочитого гротеска. Трагические интонации сменяются смехом с хрипотцой, неуклюжие движения, тоска и радость, ирония и драма – актрисы жонглируют разными состояниями. Дельартовский флёр неуловимого воображения становится плотью бездейственного содержания, в которое хочется погрузиться, как в море. Так происходит, потому что клоуны создают поле безопасности, теплоты, детской непосредственности. От них не ждёшь исполнения сложных номеров. Возможно, там за кулисами происходят настоящие чудеса и превращения, а мы видим изнанку их жизни, поэтому они могут себе позволить выйти растрепанными или с невыученным текстом.
Коверный Антон (Елена Павлова), Коверный Ая (Татьяна Лосева), Шпрехшталмейстер (Даниил Богомолов), Оленька (Ольга Бешуля), Игорек (Игорь Михалёв) и сама режиссёр Александра Толстошева появляются на сцене то, чтобы показать фокус с распиливанием женщины в ящике, то, чтобы отбить чечётку, сыграть на пианино или поспорить друг с другом. На лицах у клоунов застыли потёки чёрной туши, костюмы в пятнах давно потеряли гламурный лоск. И хотя красные носы остались на месте, за нарисованными улыбками пробивается грустная гримаса. Как и полагается на арене жизни − смех сменяется плачем и наоборот. И так по кругу.
Во время съёмок своего фильма Феллини путешествовал по Европе, брал интервью у забытых публикой клоунов. Когда-то они блистали на главных аренах, а теперь никому не интересны. В спектакле тоже ощущается беспомощность персонажей: то номер не задался, то в ноту не попал или вообще невовремя вышел из-за кулис, и теперь тебя увольняют. Но трагедия в этих историях не доведена до отчаяния. Наоборот. Лёгкость и самоирония, теплота и беззлобие, смирение и любовь видится в попытках вызвать улыбку. В этом сила любого искусства. Цирк в спектакле «Клоуны» − не яркие огни, арена, купол или фанфары. Цирк, как попытка выжить, противостоять злу, имея в арсенале одно единственное оружие. Улыбку.