В Воронеже завершился ежегодный фестиваль документального театра «Вербатимфест», проходивший с 5 по 15 октября на площадке Нового театра.
Документальный спектакль в художественной обработке представляет собой терапевтический перфоманс, который находит отклик в сердцах как у детей, так и у взрослых. В основе каждого спектакля лежит реальная история, и зритель может в ней поучаствовать, а также рассказать свою. ⠀
В этом году на фестивале происходило много интересного, и мы сделали подборку событий различных форм и жанров, которые сами посмотрели.
«Пушкин и деньги» (7+), Театр DOC, Москва
Режиссёр – Анастасия Патлай
Спектакль вырос из лекционного и театрального проекта, в рамках которого актёры предлагали школьникам интересные и нестандартные факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина.
На сцене двое – Екатерина Юдина и Александр Топурия. Они разыгрывают шуточное представление, жонглируя сведениями о жизни Пушкина и его эпохе. Стоимость каждой строчки «Евгения Онегина», страсть Александра Сергеевича к игре в карты и удивительная память брата великого русского писателя Лёвушки перемежаются со спором между актёрами – прав или не прав был Пушкин, отдавший своё состояние за женитьбу на любимой женщине, бездумно проматывающий свои кровно заработанные деньги, но при этом при жизни успевший заслужить признание за свои произведения. Возможность узнать классика с необычной стороны оказалась для ребят захватывающей, и они активно участвовали в обсуждении.
«ТЮЗ. Контакт» (12+), Тверской театр юного зрителя, Тверь
Режиссёр – Тимур Шарафутдинов
Формат плейбэк-театра только начинает приобретать популярность в России, однако у него уже есть своя аудитория. Представленный на фестивале спектакль показывает, как разные истории, рассказанные зрителями, можно сыграть с помощью импровизационных техник.
Одной из самых важных составляющих постановки является её ведущий – кондактор. Его задача создать атмосферу доверия, в которой зритель захочет поделиться своей историей, а также задать исполнителям основные точки для осуществления импровизации. Актеры и кондактор в плейбэк-театре обладают высоким уровнем актерских и режиссерских знаний и навыков, которые развиваются в профессиональных обучающих программах по подготовке плэйбэк практиков.
Тимур Шарафутдинов и его команда актёров создали увлекательный перфоманс, в котором смогли поучаствовать многие зрители. Любая история хочет быть услышанной, любая услышанная история может быть отыграна так, что станет трогательной или юмористической зарисовкой.
«Black box» (12+), Новый театр, Воронеж
Автор проекта – Виталий Фёдоров
Документальный спектакль-исповедь, в котором зритель оказывается безоружен. В зале полная темнота, освещается лишь путь к «черной комнате», в которой стоит микрофон, искажающий голос. Анонимность бережно скрывает личность того, кто захочет взять слово.
Любой зритель может зайти и выговориться, рассказать свою историю, сон, травму, мечту. Это терапия, где каждый может оказаться актёром и пережить худший и лучший момент, которые случались в его жизни. Модераторы внимательно координируют представление, которое длиться до тех пор, пока не выговорится каждый желающий.
«Точка на карте» (12+), Новый театр, Воронеж
Режиссёр – Виктория Шаламова
На фестивале был представлен один из самых популярных спектаклей Нового театра, рассказывающий истории Воронежа. Фотографии, места, события – всё переплелось в постановке, в которой актёры делились собственными рассказами и предлагали выступить зрителям.
Любовь к городу, в котором живёшь – залог счастья, и труппа Нового театра постаралась создать доверительную атмосферу в своём документальном спектакле, чтобы каждый на секунду окунулся в свои лучшие воспоминания о давно знакомых улицах.
«Анна Франк» (12+), Театр «ЦЕХъ», Санкт-Петербург
Режиссёр – Виталий Дьяченко
Лаконичная сцена – комод, пюпитры, актёры, скудный свет, в котором отражается весь диапазон эмоций запертых людей, чьё существование заключено в маленьком, но одновременно необъятном пространстве. Зритель погружается историю двух семей, в которой надеются и мечтают, шутят или горюют.
Анна Франк (Анна Щетинина) мечтает об окончании войны, раскрашивая тёмный мир убежища красками жизни. Она успевает влюбиться и повзрослеть в этом замкнутом пространстве, границы её воображения необъятны, и она верит, что однажды события её дневника станут правдой, и все обретут свободу.
В постановке, несмотря ни на что, много смеха, вдохновляющего в самое тёмное время, ведь жизнь не останавливается в одном мгновении, и в сердце всегда должна быть вера.
«За белым кроликом» (16+), Новый театр, Воронеж
Режиссёр – Виктория Шаламова
Мария Огнева стала лауреатом драматургического конкурса «Любимовка» в 2019 с пьесой «За белым кроликом», которая является для Марии автобиографической. Это история проживания травмы для детей и взрослых. Эскиз спектакля, поставленный Новым театром в режиссуре Виктории Шаламовой и художественном оформлении Александры Макиевой, профессионально обыгрывает острые моменты, оставляя место для полемики. Обсуждение спектакля будет в будущем проводиться после каждого показа, чтобы дать зрителю необходимую возможность выговориться на болезненную тему.
На сцене открывается три повествования в разных формах. Первая форма – документальный стендап от лица героини, которая сталкивается с незапланированной беременностью, вторая форма – сказочное повествование о двух «Алисах», последовавших в нору за Белым Кроликом. Чем лучше зритель узнаёт девушек, тем больше понимает, что за этой терапевтической вуалью сказки скрывается тяжёлая история об убийстве подростков, которые сели в машину к незнакомцу. В третьей форме преобладает реализм, в котором две матери переживают потерю дочерей. Все три формы уравновешивают друг друга, и с их помощью реализуется весь потенциал истории.
Вербатимфест – фестиваль документального театра для подростков, созданный Марией Конотоп на базе Нового театра в городе Воронеже и реализованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Автор – Лада Кулинич (автор Telegram-канала Девушка у сцены)