«Скрипка, звучащая в пустом пространстве» – так называл свой роман Владимир Набоков. Премьера Марины Брусникиной «Приглашение на казнь» в Театре имени М.Н. Ермоловой будто подчеркивает это определение автора, помещая историю в сферу пустоты, теней и призраков…
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2024/02/2y1a3713@sirinazhenya-1024x683.jpg)
В своём романе Набоков описывает последние дни жизни Цинцинната. Его должны казнить за «непроницаемость» для окружающих. В обществе «прозрачных друг для дружки душ» молодой человек жил до 30 лет, «бдительно изощрялся в том, чтобы скрыть некоторую свою особость». И вот теперь он оказался в тюрьме. Дата казни неизвестна…
К нему в камеру приходят странные гости: директор тюрьмы, адвокат, тюремщик, мать, жена, родственники, дети. Казнь молодого человека никем не воспринимается, как трагедия. На серых стенах постоянно проявляются тени и надписи: они словно сжимают пространство, выдавливая из него воздух и свет.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2024/02/2y1a4968@sirinazhenya-1024x683.jpg)
Марина Брусникина: «Важное в этом романе для меня – тема. Тема несовпадения индивидуальности героя с окружающим миром и тот факт, что всегда есть выход и спасение. Но главное – это талант автора, его уникальное, сложное художественное пространство, которое очень трудно, но необходимо сохранить при переносе на сцену. Люблю вызовы и люблю разгадывать загадки, а это, конечно, вызов, и, конечно, загадка». В спектакле ощущается любовь режиссёра к тексту. Наверное, именно это помогло сохранить набоковскую поэтику, объемные диалоги, сложные, не всегда уловимые переходы мыслей, которые туго скреплены между собой. Перед нами вот-вот произойдёт трагедия, но всё движется к финалу иронично и легко, будто казнь – это неотъемлемая часть жизни.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2024/02/2y1a4280@sirinazhenya-1024x683.jpg)
Цинциннат Ц. Андрея Мартынова – болезненно-эмоциональный романтик. Он говорит возвышенно, не пытается скрывать патетической широты своей натуры. Его уверенное поведение наталкивает на мысль, что героя не страх смерти мучает, а любопытство… Поэтому всё вокруг ни что иное, как плод его фантазии. Когда на Цинцинната набрасываются то по одному, то роем другие персонажи, кажется, что они выходят из самой толщи гранита.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2024/02/2y1a4255@sirinazhenya-1024x683.jpg)
Сценография Наны Абдрашитовой лаконична. Единственными яркими акцентами здесь становятся плоские элементы – дым из трубки, голова свиньи на тарелке, фотокопии героев в полный или карикатурный рост. Безжизненные картинки обличают мир Цинцинната, где важно не выходить за контур общего рисунка. В центре установлен помост-гильотина. Из-за серости вокруг и тяжести стен, воздух кажется удушливо жарким. Музыкальные и пластические вставки, напевная подача текста в отдельных сценах создают ритм спектакля, напоминающий отрывок симфонии.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2024/02/varo-1024x683.jpg)
Спектакль не расшифровывает текст Набокова, а позволяет войти в междустрочное пространство и на чувственном уровне попытаться нащупать рельеф сюжета. Но следовать за ним по правилам детектива не хочется. Куда интереснее принять правила игры и разделить мир на видимых и невидимых героев, прозрачных и непрозрачных.
«Приглашение на казнь» не требует от зрителя домашней работы (хотя прочитать роман будет не лишним), спектакль затягивает в пространство набоковского вихря фантазий, где каждая фраза Цинцинната звучит как выстрел в гранит: «Вот тупик тутошней жизни, – и не в её тесных пределах надо было искать спасения».