Вселенная Ахматовой. Спектакль «Бог сохраняет всё», Театр Вахтангова

Анна Ахматова – поэт выдающийся и незаурядный, её жизнь была трудной, творческий путь тернистым, а заведённые по жизни дружеские узы многочисленными, разнообразными и безумно интересными как с исторической, так и литературоведческой точек зрения. На камерной сцене «Студия» Театра Вахтангова идёт моноспектакль актрисы Эвелины Сарибекян «Бог сохраняет всё» по воспоминаниям, дневникам и письмам Анны Ахматовой.

Фото: Валерий Мясников

Автор и режиссёр-постановщик этой литературной композиции – заслуженный деятель искусств России, профессор Театрального института имени Б.В. Щукина Владимир Иванов. В эту работу он мастерски вместил события жизни Анны Ахматовой, происходившие примерно с её 20-летия и до её смерти. В повествование вплетены друзья и сподвижники поэтессы: Анатолий Найман, Амедео Модильяни, Осип и Надежда Мандельштам, Александр Блок, Иосиф Бродский, Фаина Раневская.

На камерной сцене – атмосфера литературной гостиной (художник – Максим Обрезков): стоит портрет Анны Ахматовой; на небольшом столике – томик ей стихов, элегантная чашка чая, горящая свеча; у стола – изящный старинный стул и уютное кресло. В этой приятной, уютной обстановке на глазах зрителей разворачиваются как личные драмы, так и общественно-политические. История страны, репрессии, давление на творческую интеллигенцию, обстановка в Европе… Ничто не ускользнёт от внимательного зрителя, сосредоточенно вслушивающегося в строчки.

Фото: Валерий Мясников

Эвелина Сарибекян играет не только Ахматову. Она перевоплощается во всех её собеседников и адресатов. Роли мужские и женские, каждая по-своему особенна, трудна и уникальна. И вот мы проживаем взаимоотношения Ахматовой и Модильяни, её творческое и дружеское взаимодействие с Блоком, арест и ссылку Осипа Мандельштама, дискуссию с Раневской о провинциях и европейских газетах… В какой-то момент перестаёшь замечать перевоплощения актрисы и осознаёшь, что она олицетворяет время, эпоху, литературу «серебряного века».

Полуторачасовое действие пролетает как короткометражка, перескакивая из 1960-х в 1920-е, из Петербурга в Москву или на дачу, из сугубо личного осмысления поэтессой определённых событий в философские вечные размышления. Помимо документальных материалов звучат стихи, пронзительные, тонкие, трогательные, позволяющие соприкоснуться со вселенной Ахматовой и её времени.

URL List