Признание в любви: спектакль «9 ряд. 10, 11 место» в МХТ им.А.Чехова

Премьера спектакля Дениса Азарова «9 ряд. 10, 11 место» по пьесе Юлии Поспеловой приурочена к 125-летию Московского Художественного театра. Пьеса написана специально к этой дате, но спектакль не ставит перед собой цель провести экскурсию страницами истории, скорее − превратить историю самого известного российского театра в мелодраматическую притчу.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Александра Торгушникова

Открывает действие дуэт Натальи Теняковой и Станислава Любшина. Актёры задают такой тон мысли, что соответствовать ему не всегда могут не только другие актёры, но и зрители. Хотя по сюжету всё банально: их герои вместе посещают спектакли, берут билеты на одни и те же места в зрительном зале, всю жизнь тайно влюблены друг в друга. В финале дама обнаруживает предложение выйти замуж, написанное когда-то на театральной программке, утерянной по иронии судьбы. Станислав Любшин ведёт роль по восходящей линии, придавая смысловой рельефности и выразительности незамысловатому тексту. В его герое есть всё: импульсивность Дон Кихота и романтичность Ромео, за каждым словом ощущается раздражение и смирение, жажда любить и страх быть отвергнутым. Перед нами живой человек, который томим невысказанным чувством. Чем ближе он к развязке, тем становится всё более беспомощным и растерянным, как ребёнок.

Станислав Любшин и Наталья Тенякова сумели создать спектакль в спектакле − их диалог, который протекает в тишине, без каких-либо визуальных дополнений и эффектных мизансцен − исполняет роль главной скрипки. В финале фигуры героев отделяет длинный луч света, который выхватывает их из толпы. А в этой толпе: монтировщики, продавец шаурмы, Немирович-Данченко и Станиславский, режиссёры, актрисы, билетёры и зрители… Место действия остаётся неизменным.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Александра Торгушникова

Сценография Николая Симонова фотографически копирует изысканный зрительный зал МХТ. Такой приём объединяет театр по обе стороны рампы, не разделяя никого на главных и второстепенных героев. Даже зрители в этом спектакле будто часть декорации. «Люди встречаются в театре в разные годы – случайно или, наоборот, по традиции. В начале века, в 1930-е, 40-е и далее до наших дней. Мы слышим их диалоги без начала и без конца, обрывки разговоров соседей по ряду…» – Денис Азаров и внешне пытается добиться эффекта бесконечного течения жизни персонажей. Несколько слоёв интермедийных занавесей скрывают часть сцены, затем распахивают пространство, где уже разворачивается новая история, играют новые герои, звучат новые обрывки реплик. Если всех их соединить, то, наверное, получится альманах притч о признаниях в любви: написанные простым, современным языком, без поэтических взлётов и сложных оборотов речи. Но ценно то, что пьеса Юлии Поспеловой не лишена мягкого юмора.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Александра Торгушникова

Володя-монтировщик Константина Хабенского неожиданно вызывает неподдельный интерес у режиссёра в исполнении Игоря Хрипунова. В современном look, харизматичный и дерзкий режиссёр преследует Володю: домой к нему нагрянул, чтобы вытащить из кровати и угостить шаурмой. Перед выпуском нового спектакля режиссёр нервничает, срывается на всех, прячется от преследований актрисы, и, видимо, один только монтировщик Володя действует на него как успокоительное. Шаурму ему доставляет Айрат (Армэн Арушанян), для которого его работа тоже акт священного искусства.

Ироничной и эффектной становится сцена поиска «зерна роли» Марией Кнебель (Светлана Колпакова) и Константином Станиславским (Павел Чинарёв). Что только не делали эти двое, следуя девизу Константина Сергеевича: «Проще, легче, выше, веселее!» Наконец-то на столе-лодке, гребя воображаемыми вёслами в открытом море, сверхзадача была обнаружена. Если есть Станиславский, то, конечно, должен быть и Немирович-Данченко! Его играет Михаил Пореченков: тучная походка, немного сдвинутые брови, насупившееся лицо, тяжёлое молчание. Он читает длинное письмо Сталину, которое Немирович-Данченко написал в 1938 году, но так его и не отправил. Быстрый монтаж сцен, и зритель уже оказывается на похоронах кошки, которую зовут Книппер-Чехова. Хоронят её две билетёрши (Мария Сокова, Полина Романова).

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Александра Торгушникова

Как можно заметить, режиссёр придерживается структуры сарабанды: на сцене всегда присутствуют двое: Он (Александр Поршин) и Она (Дарья Трухина), Он (Артём Быстров) и Она (Ксения Теплова), актриса и режиссёр, старая и молодая актрисы, две билетёрши, кассир (Александра Добровольская) и зритель (Игорь Золотовицкий). Ритм танцующей пары передаёт музыка Кирилла Таушкина и хореографические зарисовки Анны Закусовой. Действие стремительно бежит вперёд, пробивая путь к красивому, по-настоящему театральному финалу.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Александра Торгушникова

Герои хулиганских фантазий превращены в тени, в центре шехтелевской роскоши – Наталья Тенякова и Станислав Любшин, окутанные густым туманом. Судьбу их героев предопределили кресла в девятом ряду, где много лет назад одна фраза могла изменить фабулу жизни. Но… Здесь место для театральной паузы и выхода чеховской Дамы с собачкой. Она прогуляется по авансцене и бросит ироничную улыбку. Многочисленные истории не складываются в один сюжет, реплики останутся рассыпанными врозь, а у зрителя может родиться ощущение недосказанности и желание вернуться к началу. Вернуться в прошлое… Возможно, именно это движет персонажами Юлии Поспеловой, которым Денис Азаров разрешил сцену превратить в зрительный зал, стол в лодку, сверхзадачу в туман над морем, а четвертую стену вовсе растворить в зеркальном отражении. Ведь когда нет границ, признаться в любви гораздо легче. 

URL List