14 и 15 июня в театре «Школа драматического искусства» пройдут премьерные показы спектакля «Черный монах» по одноименной повести Антона Павловича Чехова, созданный в рамках Молодежной программы Школы драматического искусства, художественный руководитель – Глеб Черепанов.
Это произведение стоит особняком в творчестве Антона Павловича. И при жизни Чехова, и сейчас она вызывает жаркие споры, должно быть, потому, что хотя сюжет абсолютно понятен, глубинные смыслы не поддаются точному определению. Сам же автор так писал о «Черном монахе» в письме Суворину: «Во всяком разе, если автор изображает психически больного, то это не значит, что он сам болен. «Черного монаха» я писал без всяких унылых мыслей, по холодном размышлении. Просто пришла охота изобразить манию величия. Монах же, несущийся через поле, приснился мне, и я, проснувшись, рассказал о нем Мише. Стало быть, скажите Анне Ивановне, что бедный Антон Павлович слава богу еще не сошел с ума, но за ужином много ест, а потому и видит во сне монахов».
Сегодня режиссер Эдуард Кашпоров и актеры Школы драматического искусства – Андрей Финягин, Алексей Славкин, Александра Лахтюхова, Николай Гонтар – также берутся разгадать главную загадку повести и понять, кем же на самом деле являлся Черный монах: утешающим ангелом, соблазняющим бесом или же галлюцинацией больного человека? Своими мыслями они поделились с нами на репетиции спектакля.
Эдуард Кашпоров (режиссер)
Самое интересное в этой повести – ее двойственность, каждый раз при прочтении она раскрывается по-новому. Кто же все-таки Коврин – гений или безумец? Невозможно прийти к какому-то определенному выводу. Если считать его состояние медицинским диагнозом, то, конечно, это болезнь, болезнь человека, и непонятно за что и почему этот недуг ему послан. Коврин определенно ненормален, но вопрос в том, нужно ли быть нормальным, чтобы создавать шедевры? Великие люди, которым поклоняется весь мир не всегда полность нормальны. Во всех сферах, и в науке, и в творчестве, и многих других иной подход дает определенный толчок, и все прорывы совершают люди нестандартные. При этом Чехов – гениальный драматург и прозаик – судя по текстам, письмам, дневникам и свидетельствам очевидцев был абсолютно нормален. Но Антон Павлович был доктором, и все его произведения – это суровый и трезвый взгляд на действительность и сущность человека. В своих произведениях он разбирает личность на составляющие, без преувеличений, без прикрас. И «Черный монах» – это история болезни в развитии, от зарождения, через пиковую фазу до финала.
Андрей Финягин (исполнитель роли Андрея Васильевича Коврина)
«Черный монах» – одно из немногих мистических произведений Антона Павловича, это нетипичный Чехов, в чем-то перекликающийся с Достоевским и другими мистиками. История пустой жизни, видимости жизни, имитации жизни так или иначе проходит через все творчество Чехова, но здесь она приобретает некий зловещий привкус. С каждым прочтением повесть открывается с новой стороны и ее можно разгадывать бесконечно.
Коврин – человек, который постоянно занят поиском какой-то разгадки жизни. Вместо того, чтобы жить, любить, открывать, помогать, сочувствовать, сопереживать, он оценивал, думал, иронизировал. Процесс лихорадочного познания прикрывает в нем отсутствие внутренней любви. Чехов сделал своего героя сиротой, тем самым подчеркнув, что он – человек без корней, и этой любви неоткуда взяться, и к людям, которые его приютили и воспитали, он в глубине души испытывает лишь презрение. Как говорил Достоевский: «Ум – подлец». Если ум существует без души и доброго сердца, он может быть очень опасен.
Для меня не важно болен Коврин или нет, я все-таки не психиатр, а актер. Мне кажется, ни один человек не застрахован от сумасшествия, просто кто-то ближе к этому, кто-то дальше. Чтобы оставаться нормальным в этом мире нужно подключить много собственных усилий, физических и душевных. А в безумие человек сваливается, если не противостоит той бездне, которая, согласно Ницше, в какой-то момент начинает всматриваться в тебя.
Александра Лахтюхова (исполнительница роли Тани Песоцкой)
Я симпатизирую своей героине, сочувствую ей и могу понять ее растерянность и беспомощность в этой истории, ведь когда с близкими людьми случается подобное, трудно найти единственно верный путь. Это настолько тонкий момент, что ты не знаешь как и чем ты можешь помочь. Из-за этого непонимания кажется, что ты оказываешь на человека давление. Вроде бы и сказать страшно, и не сказать страшно, а время уходит, и болезнь уже приобретает угрожающий характер.
Мне кажется, брак Тани и Коврина изначально был нездоровым. В нем не было откровенности, открытости, доверия, да и настоящей любви тоже не было. Таня боялась Коврина, воспринимала его не как мужа, а как великого человека, который выше ее, к которому страшно приблизиться, и она заранее понимала, что никогда не достигнет его уровня, и в плане интеллектуального развития, и в плане человеческих амбиций. Для Коврина же внезапное увлечение Таней началось с приходом монаха, с приливом болезненной энергии, которую он и направил на Таню, на эту странную и ненастоящую семейную жизнь. Это неравный брак во всех смыслах, а любая кризисная ситуация в таком браке становится вдвойне кризисной. Все персонажи этой истории так или иначе зациклены на себе.. Они не слышат друг друга и не стремятся услышать. К сожалению, это не только современная, это вневременная история. И это страшно.
Алексей Славкин (исполнитель роли Черного монаха)
В спектакле мы решили отойти от описанного Антоном Павловичем образа Монаха, при мысли о котором у большинства людей перед глазами возникает определенная картина. Наш Монах не выглядит как старец, его мудрость в движении, в кипящей жизненной силе, в отсутствии статичности, в неистовстве. На мой взгляд, это интересный ход, в котором можно пробовать разные приемы, миксовать. Моя задача не сделать его чистым злом, а показать некую двойственность, некую силу, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Дело не в том, что именно говорит Монах, а в том, что Коврин не может без него жить. Конечно, каждому из нас нужна какая-то идея, но Коврин за своей идеей перестает видеть реальных людей и реальный мир, и в этом его трагедия. Можно сказать, что Монах – часть самого Коврина, его воображение, его подсознание, которое дарит ему чувство абсолютного превосходства. Поэтому Монах – это способ раскрытия внутреннего состояния Коврина, обличение его маниакальной зацикленности на себе и своих идеях, нужду в подтверждении своего величия. К несчастью, Коврин абсолютно пуст внутри, и вся его жизнь – лихорадочная попытка заполнить эту пустоту.
На мой взгляд, главная идея и цель спектакля – раскрыть эту проблему, показать что такая проблема есть. В какой-то момент мы все расстраиваемся и думаем, что жизнь тяжела и ужасна, но в этот момент необходимо помнить, что есть люди, ради которых нужно жить, которых нужно любить и стараться радоваться тому, что с тобой происходит, ведь это произойдет всего лишь раз.
Николай Гонтар (исполнитель роли Егора Семеновича Песоцкого)
Все персонажи этой истории так или иначе зациклены на себе. Мой герой – не исключение. Конечно, его зацикленность более приземленная, но от этого она не становится менее страшной. Одержимость садом привела к тому, что он превратил дочь, по сути, в своего работника, не спрашивая нужен ли ей вообще этот сад. Та же история с замужеством Тани, ведь к ней ездили свататься и другие женихи, но Песоцкий уперся в идею брака с Ковриным, и больше ничего не хотел видеть. С одной стороны, его можно понять, Коврина он знал с детства и был уверен, что отдает дочь в хорошие руки, и она будет счастлива. Но вопрос в том, о дочери ли он думал в тот момент? Или все-таки о саде?
Мне кажется, трагедия Песоцкого в понимании того, что он своими руками разрушил жизнь дочери. Невыносимо сознавать, что твои действия привели к катастрофе. И Чехов очень четко дает нам прочувствовать весь тот ужас открытия, который постепенно охватывает Песоцкого, идет по нарастающей и, в конце концов, убивает его. Разбирать, пытаться понять и примерить на себя такого персонажа одновременно и сложно, и интересно. В нем нет ничего определенного, все его мысли и поступки можно трактовать по-разному, и, докапываясь до глубин, находить все новые и новые болевые точки.
Фоторепортаж с репетиции спектакля