17 июня, на Малой сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «ДАМАСОБАЧКА». Сюжет рассказа Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой» существует вне времени – обычный курортный роман неожиданно оборачивается любовью – тайной, мучительной, безысходной.
Режиссер и автор инсценировки Алексей Мизгирев, сохраняя чеховский текст, сочиняет собственную историю, делая полноправными героями тех, кто упомянут в рассказе лишь вскользь, – жену Гурова и мужа Анны Сергеевны. Большую часть спектакля зрители присутствуют на сеансе групповой психотерапии, где каждый персонаж делится своей болью.
В спектакле играют: Сергей Волков, Полина Романова, Дарья Юрская, Кирилл Власов, Ростислав Лаврентьев.
Алексей Мизгирев:
«Прежде всего «Дама с собачкой» – великий рассказ великого писателя. Для нас – это классика, а для Чехова – история, в которую он вложил свои эмоции, свои задачи, свои темы. Это рассказ не только об отношениях мужчины и женщины, но и о самом болевом состоянии человека, растерянного от контакта с жизнью, от того, что действительность разрушает самое прекрасное что есть.
Форма инсценировки – это соединение рассказа и психиатрии, терапевтическое проговаривание истории адюльтера, который вдруг превратился в трагедию. Психотерапия уже стала частью нашей жизни, и не обязательно быть специалистом, чтобы понимать и знать как это устроено. Здесь есть элементы, которые используют психиатры в своих тренингах, но артисты работают с этими элементами ненавязчиво и почти незаметно, поэтому кажется, что персонажи просто выговариваются.
Театральные постановки и экранизации – продукты своего времени. Мне кажется, сейчас эта история должна быть рассказана с другой звонкостью, с другим отношением к героям, и закадровые герои (жена Гурова и муж Анны Сергеевны) не могут оставаться таковыми, они должны стать полноценными персонажами, полноценными участниками процесса друг для друга. У нас не было принципиального желания изобретать что-то новое, бороться с Чеховым, а было желание услышать его. Чеховская глубина позволила и такое отношение к тексту, которое, как мне кажется, не оскорбляет материал, а относится к нему с большим уважением и вниманием, просто рассказывается языком 2024-го».
Сергей Волков:
«Процесс был очень подробным в плане разбора, внутреннего монолога и переливов, которые происходят в тебе в течение непрерывной работы. Мы часами обсуждали преломления психики, травмы, обиды, надежды. Мне кажется, эта история – о неизбежности разрушения любого чувства, о том, что все подвержено распаду, об отсутствии воли разорвать уже несуществующий союз. Когда ты не можешь прекратить изжившие себя отношения и продолжаешь все глубже уходить в компромиссы, наслаивающиеся один на другой, то все это разрушает и тебя, и твоего партнера.
Происходящее с Гуровым – форма защиты психики от травмы. Поэтому мы начинаем спектакль в реалистичном ключе – как сеанс психотерапии. Хотя представить, что все персонажи одновременно пришли на сеанс, достаточно сложно. Но тем не менее, это реальная история, разрушающаяся с течением сюжета. Человек решил начать новую жизнь, вернее решил попробовать это сделать. Но у него не хватает силы побороть себя и окончательно выйти из старой схемы своей жизни.
На мой взгляд, финал спектакля это одно из тех прекрасных воспоминаний, которые остаются у мужчины о женщине, и у женщины о мужчине. От первых встреч и прикосновений до невозможности быть вместе, о конечности и разрушении чувства. Это, конечно, счастье, но все умирает, все кончается».
Команда спектакля:
Режиссер и автор инсценировки – Алексей Мизгирев
Художник – Мария Мелешко
Художник по костюмам – Мария Данилова
Художник по свету – Иван Виноградов
Балетмейстер – Николай Реутов
Музыка и саунд-дизайн – группа «Р.А.Й.»