Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова, недавно сменивший название на лаконичное «Мастерская «12», обновил и репертуар, добавив в него классику Всемирной литературы: спектакль по роману Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» в постановке Алексея Чернышева.
Роман невероятно многогранен. В нём причудливо переплетаются философия и приземлëнность, сказка и быль, дорожные приключения и скучная обыденность. Весь спектакль построен на подобных контрастах. Его главных героев сначала достают безмолвными куклами из пыльного сундука, а потом они оживают, как фантазии господина Алонсо Кихано, однажды решившего, что он – готовый к подвигам бродячий рыцарь. Вероятно, так же одушевляют читатели в своём воображении героев с книжных страниц.
В центре сцены возвышается удивительная декорация, напоминающая Вавилонскую башню и представляющая одновременно макро — и микрокосм героя (художник-сценограф Марина Ивашкова). Вращаясь вокруг своей оси, сооружение то показывает уютный, наполненный книгами, кабинет будущего идальго, то постоялый двор, то высокую гору, то деревенскую лестницу – место романтических встреч.
Как декорация являет собой целый мир, так и знаменитая парочка – Дон Кихот (Георгий Перадзе) и Санчо Панса (Александр Кижаев) вместе олицетворяют человечество в двух его главных противоположностях: творец и ремесленник, мечтатель и практик. В этих героях Сервантес точно пытается найти невозможное – гармонию, идеал человека, который не может не создавать, но и не должен отрываться от земли. Вне сути, без рационального зерна внутри самые высокие фантазии могут оказаться всего лишь эгоистичным и пустым желанием жить в своё удовольствие. Они могут причинять боль другим. И даже затмевать очевидное, как это случилось с дамой сердца Рыцаря печального образа. В своих мечтах он видел трепетного ангела Дульсинею (Катя Сергеева / Тина Трухачëва), контрастом к которой стала полная жизни реальная девушка Альдонса из Тобоса (Полина Шустарëва).
Фактурно Георгий Перадзе – классический Дон Кихот: высокий, сухопарый, с выразительным профилем. Трогательный взгляд, детское упрямство и максимализм, вера в предлагаемые самому себе обстоятельства вплоть до самоотверженной готовности неоднократно испытывать побои от непонимающих его встречных – такими качествами актёр наделяет своего героя.
Твёрдо стоящий на земле его спутник Санчо – воплощение самых лучших человеческих достоинств: преданности, смелости, верности. Это то плечо, которое просто необходимо любому романтику. Александр Кижаев делает слугу и друга Дон Кихота улыбчивым, неунывающим, готовым к подвигам и помощи оптимистом.
Альдонса Лоренсо Полины Шустарëвой – самый многозадачный персонаж спектакля. С одной стороны она – натуральная фея-волшебница, с другой – сильная женщина, знающая себе цену. Образ удалой рокерши оказался этой героине впору: она земная и неземная, творящая чудеса из окружающей действительности.
Спектакль заявлен как «Сказка для взрослых» и выглядит на самом деле сказочно. Он органично совмещает в себе многие виды и жанры искусства – комедию, фантастику, хореографию, вокал, мультипликацию. Живописная гамма света, фантазийные костюмы, звëзчатая кулиса и мастерски исполненный потешный реквизит превращают действие в красочную феерию. Музыкальный ряд из хитов всех времён и народов только подтверждает мысль о всечеловечности и нарицательности образа Дон Кихота.
Свою сказку герой развенчивает сам. Путешествие не прошло для него даром, и вовсе не полоумный, каковым его все считали, а действительно хитроумный идальго честно признаётся в притворстве. Нет, он не перестанет быть художником и мечтателем. Приключения требуют осмысления в покое и начала какой-то другой жизни.
Что же верный друг Санчо? Он тоже изменился. Романтика – штука заразная. Недаром это именно он, прозаический и мирской Санчо Панса, придумал своему хозяину лиричный титул Рыцаря печального образа.