Автор спектакля «Предсказание», режиссёр Мария Апексимова (Шмаевич), главной темой выбрала историю гибели Пушкина и соединила в сценическую композицию разноплановый материал – письма и документы, художественные этюды в стиле эпохи, литературные фрагменты, рисунки и каракули самого поэта.
В основу композиции легло трагическое предсказание фрау Кирхгоф, известной петербургской гадалки. В своё время именно она предсказала Грибоедову «страшную смерть на чужбине», а потом и другому Александру Сергеевичу — «беду от белой лошади, или белой головы, или белого человека, которых и должен он опасаться». (Как известно, Пушкин погиб от выстрела белокурого Дантеса, носившего белый мундир и ездившего на белой лошади.)
Спектакль в память о великом поэте невозможно было бы представить без его произведений. Здесь режиссёр сосредоточивается на тематическом материале – художественном воплощении мыслей Пушкина о предречённой судьбе. Показаны сцены дуэли из «Евгения Онегина», финальная сцена гибели заглавного героя из «Дон Жуана», эпизоды из «Египетских ночей».
Мария Шмаевич как признанный мастер-педагог по сценическому движению умело использует разнообразие динамических средств выразительности – танец, пластику, акробатику, жесты. Движения артистов продолжают центральную мысль о том, каков путь и какова судьба поэтического гения в реальных, прозаических условиях жизни. Между танцевальными па и замершими фигурами разворачивается диалог поколений, статусов, идей.
Спектакль активно задействует контрасты, и главный из них – дуэль жизни и смерти, движения и статики. На стороне вечности – фигура Кирхгоф, весь спектакль сидящая за гадальным столом; на стороне сиюминутной искры времени – острое слово и виртуозный смычок, быстрая смена мизансцен, красочные костюмы и задник с проекциями (художник Микеля Карпова).
Роль Кирхгоф исполняет Людмила Чурсина, и в этом видится особый смысл. Кому как не Чурсиной становиться зеркалом пушкинского гения на этой сцене? Поистине народная артистка, искренне любящая актёрскую профессию, отдавшая театру много лет и сыгравшая больше сотни ролей в кино, – между «Чурсина» и «талант» давно стоит крепкий знак равенства. Статичная фигура за столом – уверенная точка в конце шедевра, козырной туз против ропота дилетантов и злопыхателей, памятник величию искусства.
Движение и статику сопровождает музыка. Без мелодий Ильи Баранова не обошёлся и этот спектакль Марии Шмаевич. И снова сложно провести грань между композитором, музыкантом-исполнителем и актёром: Илья написал музыку к спектаклю, сам исполнил её и воплотил на сцене несколько образов. Партитура идеально совпадает с происходящим и озвучивает нюансы сюжетной линии.
Чтобы уберечь зрителя от чрезмерного трепета перед именем великого поэта и напомнить, что фамилия Пушкина давно стала для русского человека народно-нарицательной, режиссёр разбавляет лирику юморесками. Так, милейшие сценки, сыгранные в боковых ложах зрительного зала, отлично переключают внимание и напоминают, что наш 225-летний юбиляр никогда не упускал возможности пошутить и посмеяться.
Восхищение гением любимого поэта вместо читки поздравительного адреса в алой папке – так в Театре Армии отметили юбилей Пушкина. Постановка Марии Шмаевич совсем не похожа на коллаж-оммаж, наспех склеенный к праздничной дате: это полноценная сценическая история, пусть и собранная из разных источников. Предсказывать судьбу постановки не возьмёмся, но в новом сезоне желаем ей успешной сценической жизни, а зрителям – душевных встреч с литературным гением и театральными талантами.