С приходом осени команда Театр To Go как будто стала обращать больше внимания на мифическое и теперь готова увидеть второй, скрытый слой всего, везде и сразу. И книги подобрались под стать общему настроению – о смерти и силе жизни, об эпичности и актуальности классической литературы, об абсурде и внутренней, не всегда постижимой, логике природы. Надеемся, что-то из нашей подборки придется и под ваше настроение.
«Мой дедушка – призрак», Вика Козлова (илл. Алисы Юфа)
Поляндрия, 6+
Жизнь и смерть всегда идут рука об руку, никогда не оставляя друг друга, но и не соревнуясь между собой. И то, что появляется все больше книг для юных читателей о переживании смерти старших родственников, вселяет надежду, что каждый найдет для себя нужную комбинацию слов, которая поможет не только пережить грусть расставания с близким человеком, но и понять, как жить дальше, без него.
В книге Вики Козловой маленькая Сима слышит и чувствует, что недавно ушедший из жизни дедушка все еще здесь, в соседней комнате, и старается помочь ему завершить оставленные дела, ведь поэтому призраки остаются с нами, она точно знает! И если дела завершить можно, пусть и придется немало поломать голову, то с печалью, захватившую весь дом и маму Симы, справится только жизнь, принимающая самые разные формы и обличия. А в ком больше жизни, как не в маленьком и очень увлеченном человеке?
«Беовульф», Кирилл Захаров и Алексей Олейников (илл. Александры Авиловой)
Белая Ворона, для среднего школьного возраста
Новое издание эпической англосаксонской поэмы выполняет сразу несколько функций, что не удивительно – книга написана в соавторстве историком детской литературы и учителем словесности.
Кирилл Захаров пересказывает поэму привычным по сборникам мифов и сказаний языком – он делает это доступно и понятно, подготавливая читателя, пока не готового столкнуться с эпическим полотном оригинала, к множественным отсылкам к этой саге, которыми полнится общий культурный код. Не менее важными для освоения одного из ключевых текстов для литературы всего мира ставятся и следующие главы – с разбором ключевых героев, сложных слов и понятий от Алексея Олейникова, дающего подробные инструкции для учителей и родителей, как обсудить с ребенком этот текст, в котором, казалось бы, все понятно и прозрачно. Принципы наследования всего всему в литературе ярко иллюстрирует финальная часть – пьеса о Беовульфе, смело заигрывающая как с оригинальной поэмой, так и с современными реалиями, так и просящаяся на подмостки юношеских театров.
Все вместе это делает книгу мини-путеводителем по миру одной очень большой и сложной истории и глубоко погружает читателя в мир по-настоящему классической литературы.
«Хвост Авроры», Александра Лахтинен (илл. Натальи Плешковой)
Самокат, 12+
Поэтичная история о том, что нет ничего непоправимого, разворачивается на бескрайних равнинах Финляндии. Бог грома и молний Укко разгневался на лису из рода Бореалис, которая решила сменить имя и нарушила таким образом многовековую традицию. В отместку за эту вольность Укко отнимает у новоявленной Авроры дар высекать своим хвостом искры и освещать ночное небо северным сиянием, что не могло не привести к последствиям – темнота в волшебном мире Александры Лахтинен открывает двери самой разной нечисти. К счастью, иногда наши тихие, мирные и незаметные соседи способны протянуть руку помощи и попробовать сделать что-то поистине героическое.
В «Хвосте Авроры» Александра Лахтинен переплетает классический финский фольклор с авторским вымыслом, знакомит читателя с мифологией народов Севера и зовет в опасное приключение, цель которого – сохранить мир таким, каким мы успели его полюбить.
«Путь домой», Гавриэль Савит (пер. Галины Гимон и Ольги Бухиной)
Книжники, 12+
Роман-путешествие с высоким порогом входа (как тематическим, так и композиционным) для искушенных читателей вне зависимости от возраста рассказывает истории подростков Йегуды-Лейба и Блюмы, живущих в маленьком городке Восточной Европы. Каждый из них переживает сложные времена, в плане личном или семейном, и вынужден уйти из дома. Это то ли бегство, то ли поиск ответов на сложные вопросы сводит их жизненные линии и приводит в Дальний Край, полумифическое место, не нанесенное ни на одну карту. Тем более и нанести его некому – оттуда обычно не возвращаются…
Гавриэль Савит наследует традициям приключенческой прозы Фила Пулмана и Нила Геймана – традициям, в которых путешествие не сводится к долгожданному освобождению от родительских уз, веселью и удали, а таит в себе множество опасностей как внешних, так и внутренних, становясь ключевым этапом взросления и принятия полной ответственности за свои действия, а подчас и жизнь того, кто оказался рядом.
«Коза и великаны», Станислав Востоков (илл. Катя Толстая)
Волчок, 10+
Еще одну историю бегства рассказывает признанный российский прозаик Станислав Востоков. В центре его внимания – десятилетняя Коза, именно так себя идентифицирует бывшая воспитанница сыктывкарского детского дома София Козлова. Болтушка, выдумщица и будущая ученый-зоолог, она находит в себе силы дождаться весны и, следуя за перелетными птицами, завершить этот полутюремный этап своей жизни. Она меняет детский дом на дом заброшенный и одинокий в тундре, на границе полярного круга. И, кажется, это пограничье ждало только ее, чтобы поведать свои тайны.
Коза не только сталкивается с великанами зоологическими и геологическими (о которых мы не посмеем рассказать, чтобы не испортить удовольствие от крутых поворотов сюжета), но и понимает, насколько великодушной может быть судьба, даря главной героине новых друзей, новую семью, но также и новые препятствия, лишь убеждающие девочку в непредсказуемости и величии окружающего мира.
И еще одна важная деталь повести Востокова – она по-настоящему веселая и смешная, устремленная в будущее и благодарная прошлому, радостная и для одиночек, и для тех, кто не мыслит себя в отрыве от людей. Это не делает «Козу и великанов» книгой для всех и под любой случай, но способно значительно облегчить первое знакомство с современной подростковой литературой для читателей самого разного возраста.
«Красный кит», Мишель Монмулине (пер. Марии Красовицкой, илл. Светланы Лядовой)
Ламинария, 12+
Подростковый роман Мишель Монмулине создан для того, чтобы сделать важнейшее и почти всегда недоступное для своей целевой аудитории, ребят 11-13 лет – разобраться, что происходит снаружи и внутри себя самого.
Одиннадцатилетняя Дельфина оказалась между – в деревушке между большой землей и еще большим океаном и эмоциональной пропасти после недавнего развода родителей. Не может не заботить ее и пожилая соседка по деревне Марина, женщина, которая подозрительно много знает об океане, и как будто состоящая с ним в особых отношениях – как иначе ей удалось бы заплывать так далеко каждый вечер? Ну а сам океан таит не меньше загадок…
Кажется, читателя ждет классическая для подростковых романов структура, которую вполне можно взять на вооружение в реальной жизни – пытаясь понять, как жить дальше, стоит обратить внимание на то, что тебя окружает прямо сейчас. Возможно, переключиться и не получится, но узнать что-то новое о том, как устроена эта странная жизнь – вполне.
«Демон спускается с гор», Алиса Аве
МИФ, 16+
Что вы знаете о Краснодарском крае кроме того, что это точка сосредоточения разнообразных курортов? Уверены, можно вспомнить еще пару общих мест, однако можно легко забыть, что в тысячах горных и приморских деревень веками живут самые обычные люди. А если так – не пора ли исследовать локальный фольклор и мифологию?
Роман Алисы Аве, писательницы и преподавательницы дисциплины «Социально-культурный сервис и туризм», в некотором смысле работает именно с этой задачей – помогает восставить основные сюжеты и мотивы адыгской мифологии. А сплетая их в увлекательный сюжет о причинах и следствиях древних проклятий, она работает над задачей следующей – не дать читателю забыть эти мифы, расширить собственное представление о традициях народов, населяющих Россию, и в очередной раз поразиться, на что способны девчонки.
«Природоведение», Павел Назим (илл. автора)
Гудвин, 16+
Завершаем подборку книгой, меньше всего похожей на книгу. Здесь нет сюжета и нет фабулы, но при этом есть множество тем и героев.
«Природоведение» – авторский проект художника Павла Назима, альбом графических работ, исследующих окружающий нас мир. В своих картинах, выполненных в различных техниках, автор шутит, смеется, находит абсурдные каламбуры, как словесные, так и визуальные, но также предупреждает о хрупкости и уязвимости целых экосистем, напоминая о том, что человек – не равно «венец творения», он (мы), скорее, приятный или не очень сосед и внимательный или не очень наблюдатель.
И, конечно, каждой иллюстрацией, каждой шуткой Назим зовет читателя выйти из комнаты, совершить единственно верную ошибку, оглядеться вокруг и продолжить его альбом – только уже в своем альбоме.