Невыносимая тяжесть бытия. Спектакль «Песнь любви. Песнь скорби», театр «Шалом»

В чём смысл жизни? Что такое счастье? Почему в мире столько зла? Почему любовь не гарантирует счастье? И так далее. Множество вопросов без ответов сопутствуют человечеству на протяжении всего существования и не дают покоя. Поговорить об этом предложила режиссёр Полина Кардымон в своём спектакле «Песнь любви. Песнь скорби», вышедшем на сцене театра «Шалом».

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Марк Еленцов

В его основе два ветхозаветных текста, якобы написанные царём Соломоном: «Екклесиаст» («Книга Проповедника») и «Песнь песней». В спектакле нет сюжета и нет героев – семь действующих лиц обозначены как «первый человек», «второй человек» и так далее. Всё действие происходит в тумане на двух подиумах, соединённых между собой в форме креста. Под ними расположен зеркальный пол, где отражается действие.

Единственной декорацией или, возможно, реквизитом служит огромный шар, громоздящийся на ограждениях подиумов, и то и дело наползающий на героев, норовя их придавить. Герои, одетые в мешковатые, далеко не новые одежды (художник – Анастасия Юдина) и таскающие за собой баулы, похожи на скитальцев, у которых нет ни кола, ни двора. Один из них («первый человек» – Григорий Каганович), пока остальные лежат, медитативно смотрит в зал, а затем, начав движение, произносит различные изречения Соломона. Например, напоминает о том, что бывает время разбрасывать камни, а бывает время, наоборот, их собирать.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Марк Еленцов

Вскоре «первый человек» присаживается на краешке сцены и находит там листы с текстом, где помимо адаптированных фрагментов из ветхозаветных книг (драматург – Егор Зайцев) встречаются режиссёрские ремарки. «Первый человек» читает, иногда вставляя свои комментарии, что пресекается репликами откуда-то из-за сцены с требованием следовать тексту. Во время прочтения на подиуме кипит жизнь: шесть человек с различной интенсивностью перемещаются, танцуют, останавливают накатывающийся на них шар, замирают, переставляют баулы и так далее.

Действие на подиумах органично сочетается со звучащим текстом, вызывающим ассоциации с мировой историей и современным состоянием мира (непрекращающимися конфликтам, океанами горя, разрушением старого и строительством нового), а также с будничной повседневностью, где все работают лишь для того, чтобы удовлетворить физические потребности, а о душе не думают. «Первый человек» выступает то ли в роли Бога, то ли в роли Соломона, то ли в роли документирующего реальность современника.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Марк Еленцов

Второй акт, где звучит «Песнь песней» поначалу даёт свет в конце тоннеля: тяжёлую жизнь, где постоянно нужно бороться и к чему-то стремиться, иногда скрашивает любовь. Шесть человек сбрасывают свои свободные одежды, остаются в облегающих купальниках, энергично танцуют в ознаменование этого высокого чувства (хореограф – Никита Петров). А свадьбу в жизни человека олицетворяет выступление музыкантов с гитарами. Но затем текст напоминает, что и в любви бывают страдания, и жизнь человека конечна, и неизбежен погребальный обряд.

Этот спектакль-перфоманс не даёт ответов на вечные вопросы, но даёт возможность порефлексировать на тему жизни и бессмертия, мгновения и бесконечности, задуматься далеко ли человечество ушло от первобытного общества, и стало ли мудрее и милосердней.

URL List