Книги выбирают нас: что читала редакция 2 – 8 декабря 

Нам хочется чаще говорить с вами о прочитанном, но большие форматы трудоемки – готовить длинные аналитические материалы в еще большем количестве бывает проблематично. Так редакция придумала новую «быструю» еженедельную рубрику. 

Нет, мы не будем ориентировать читателя на «лучшее», «важное» или самое новое. В воскресных подборках наши авторы будут рассказывать о том, что они читали по зову сердца. На досуге. Для себя. Это могут быть и новинки, и классика, и что-то совершенно неочевидное. Закадровая читательская жизнь книжных обозревателей – как она есть.

Настя Толочкова (тг-канал разговор чужими словами)
Элизабет Гилберт. Происхождение всех вещей/ пер. с англ. Ю. Змеевой — М.: Рипол-Классик, 2013. — 512 с.

Объёмный роман о сильной и непохожей на других женщине, опередивший своё время. Действие происходит в начале XIX века, в центре жизнь Альмы Уиттакер, дочери эксцентричного ботаника и одного из богатейших бизнесменов Филадельфии. Альма растёт в огромном поместье, за обеденным столом которого постоянно собираются интереснейшие люди своей эпохи. Она слушает и впитывает их разговоры, проводит целые дни в полях и лесах, собирает и каталогизирует растения, пишет труды о мхах и пытается охватить всё, что предлагает ей повседневность. Переплетаясь с многолетними исследованиями растений, события жизни Альмы приводят её к формулированию эволюционной теории, предваряющей теорию Дарвина. Роман охватывает почти целый век и облетает вокруг земного шара: Америка, Гаити, Амстердам. Опасные морские плавания и островные христианские миссии, размеренный ритм жизни в поместье и смертельные ботанические экспедиции, всё переплетается в один витальный клубок из растений, любви к своему делу и неугасимого любопытства. Вдохновляющий, тонкий, местами иронично-игривый, прекрасно написанный роман о призвании и поиске себя.

Майя Ставитская (тг-канал Book Addict)
Билли О. Кэллахан. Дом смерти / пер. с англ. Д. Расковой — М.: Дом историй, 2025 — 288 с.

Ирландская глубинка, хотя вернее было бы назвать эти места дикими, «глубинка» подразумевает что-то уютное и домашнее. Дом Мэгги одновременно стильный и диковатый. Сама Мэгги художница, которая, пережив окончание токсичных отношений, решила поселиться здесь, купила развалюху на краю утёса и сделала из неё конфетку (не без финансовой помощи своего арт-дилера Майка). Спиритический сеанс предложенный гостям, чтобы скрасить вечер, вылливается в ужас, продлённый во времени и выплеснувшийся далеко за пределы графства Корк, где всё началось. Жуткая готическая история, в которую вплетается история страны с её прошлым и её призраками.

Ника Юрасова (тг-канал Nika’s Tsundoku Club)
Эрика Манн. Школа варваров: воспитание при нацистах / пер. с англ. В. Лазариса. — Спб.: Jaromir Hladik Press, 2023. — 224 c. 

В неделю Нонфика я не то чтобы успеваю читать, поэтому взяла небольшую по объёму «Школу варваров» Эрики Манн. В своей работе дочь Томаса Манна, ярая противница фашизма, акцентируется на том, как выглядел окрепнувший режим Гитлера, в котором каждый его гражданин должен состоять хотя бы в одной из нацистских организаций. Фюрер проникал в жизнь немцев на каждом уровне, мысли людей должны были быть заняты 24/7 тем, что нужно нацизму. И, конечно, начинали с детей. Например, на школьном уроке изобразительного искусства могли обучать рисованию бомбоубежищ, на химии рассматривать виды боевых газов, а во время урока биологии обсуждать «особенности еврейского сложения» прямо на ком-то из учеников. Перепрошивка мозгов велась со школы и продолжалась до бесконечности — ни одного дня немец не был свободен в своих помыслах. Небольшая книга Эрики Манн — о мощной системе нацистской пропаганды, успешно отравляющей умы людей ради целей одного человека.

Анастасия Усова (тг-канал Дом Астерия)
Томас Бернхардт. Бетон. — М.: Ад Маргинем, 2022. — 144 с. 

Главный герой Бернхардта — тяжелобольной мужчина средних лет, надменный интеллектуал, в потоке сознания которого читатель узнаёт, что каждое микродвижение Вселенной мешает ему написать труд о Мендельсоне. Рудольф возводит в абсолют собственную недееспособность (надо сказать, надуманную), жёлчно ненавидит сестру и страну, а на самом деле — абстрактных «всех». Каким невыносимым ни казался бы этот персонаж, Бернхардт ловко выстраивает повествование вокруг его злоключений и банальной неспособности собрать чемодан в путешествие так, чтобы не утомить себя, прислугу и читателя. Уроборос в «Бетоне» настолько истощён, что ему не хватает сил разинуть пасть и вцепиться в свой хвост, — новый символ экзистенциального ужаса. Вообще этот «величайший ужас» Бернхардт подаёт с высокой концентрацией (само)иронии, но если снять поверхностные слои, то монолог Рудольфа превращается в речь целого поколения, которое сковано необходимостью превозмогать саму жизнь.

Дина Озерова (тг-канал книжный странник | дина озерова
Эцу Инагаки Сугимото. Дочь самурая / пер. с англ. Юлии Полещук — Спб.: Подписные издания, 2025. — 336 с.

Прорвавшись сквозь снег, очереди и досмотры, я зашла на ярмарку Non/Fiction и первым делом отправилась к стенду «Подписных изданий», чтобы полюбоваться на новинку в их совместной с Яндекс.Книгами серии классики, которую мы пропустили. «Дочь самурая» — это «Сёгун» наоборот: автобиографичная история о японке, в начале ХХ века, вынужденной переехать в Америку и интегрироваться в незнакомую культуру. Эта книга полна дуализма бытия: любящий отец воспитывает Эцу как сына, но мама и бабушка не забудут напомнить, что главная цель её жизни — выйти замуж. Эцу растёт между буддизмом и синтоизмом, феодальными устоями и новыми идеями реставрации Мэйдзи, поэтому, переехав в Америку, она уже понимает, как настроить баланс внутри себя. «Дочь самурая» не только позволяет узнать больше о культуре японских эмигрантов начала прошлого века, но и проникнуться  непростой женской судьбой. Идеальный роман, чтобы пережить напряжённую нонфичную (или постнонфичную) неделю!

URL List