С 19 января по 2 февраля 2025 года в Московском театре Новая Опера имени Е.В. Колобова пройдет традиционный ежегодный Крещенский фестиваль. В программе: российская премьера оперы «Ванесса» С. Барбера, премьеры спектакля Балета Москва «Болеро+» и хорового спектакля «Страсти. Шютц. Лэнг», а также концерты симфонической и камерной вокальной музыки. На фестивале выступят дирижеры: Андрей Лебедев, Антон Торбеев, Фёдор Леднёв, Алексей Рубин, пианистка и дирижер Ева Геворгян, Дария Зиатдинова (скрипка), ведущий Ярослав Тимофеев.
Крещенский фестиваль 2025 года пронизан несколькими темами, связанными с персонами композиторов. Первый из них – Сэмюэл Барбер (1910–1981). В 2025 году исполняется 115 лет со дня рождения композитора. На фестивале состоится российская премьера оперы «Ванесса» (19, 20 января), прозвучат Концерт для скрипки с оркестром (солистка Дария Зиатдинова, 27 января) и балетная сюита «Медея» для оркестра (2 февраля). Первое российское исполнение состоится под управлением дирижера театра Новая Опера, лауреата премии «Золотая Маска» Андрея Лебедева. Впервые в Новой Опере постановку представит режиссер, лауреат премии «Золотая Маска» Дмитрий Волкострелов.
С Барбером связано следующее имя, вокруг которого выстроена программа Крещенского фестиваля. Это Димитрис Митропулос (1896–1960) – дирижер мировой премьеры «Ванессы» С. Барбера в Метрополитен-опере в 1958 году. Он пропагандировал музыку XX века, был известен фотографической памятью (дирижировал без партитуры) и способностью магнетически притягивать как слушателей, так и музыкантов. Димитрису Митропулосу посвящен заключительный концерт Крещенского фестиваля 2 февраля. В программе – сочинение Burial («Погребение»), которое Митропулос написал в 19 лет. Это его первое масштабное произведение для оркестра. Оно отражает религиозность композитора: в рукописи цитируется описание погребения Иисуса Христа по Евангелию от Матфея, а также приводятся фрагменты поэмы «Гибель сатаны» В. Гюго. Оркестр Новой Оперы исполнит сочинение под управлением Алексея Рубина, главного дирижера и художественного руководителя Государственного симфонического оркестра Челябинской области.
Учеником Димитриса Митропулоса был Леонард Бернстайн (1918–1990). Именно ему Митропулос уступил свой пост главного дирижера оркестра Нью-Йоркской филармонии. Музыка Бернстайна прозвучит 27 января на совершенно особенном концерте Крещенского фестиваля, посвященном Международному дню памяти жертв Холокоста.
Еще одна линия Крещенского фестиваля – музыка Мориса Равеля (1875–1937). В 2025 году отмечается 150-летие со дня рождения композитора. С юбилейной датой связаны сразу несколько вечеров. Прежде всего – премьера спектакля Балета Москва «Болеро+» в хореографии Кирилла Радева. Сочинение прозвучит в сопровождении оркестра Новой Оперы под руководством дирижера Антона Торбеева.
Еще одно особое направление Новой Оперы – хоровой театр. Он сложился из спектаклей хора, который музыкальные критики неизменно называют безупречным. Новой постановкой станет спектакль «Страсти. Шютц. Лэнг» (премьера 31 января). В основе – два произведения: «Страсти по Матфею» Г. Шютца и «Страсти по девочке со спичками» Д. Лэнга (по сказке Г.Х. Андерсена). Музыкальный руководитель проекта, главный хормейстер Юлия Сенюкова и режиссер Виктория Агаркова смело объединяют их в одно сценическое действо, в основе которого жанр пассионов и взгляд на него авторов XVII и XXI веков.
Программа
19, 20 января
С. Барбер «Ванесса». Российская премьера оперы
24 января
«Болеро+». Премьера спектакля Балета Москва
27 января
«Барбер. Бернстайн». Симфонический концерт памяти жертв Холокоста
28 января
«Равель. Песни». Перевернутый концерт
31 января
«Страсти. Шютц. Лэнг». Премьера спектакля хора
2 февраля
«Митропулос. Барбер. Равель. Прокофьев». Симфонический концерт.
Посвящение Димитрису Митропулосу