8 и 9 февраля 2025 года в ДК Рассвет состоится премьера монооперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос» для оркестра, сопрано и актрисы, исполняющей партию на русском жестовом языке.
Сюжет рассказывает о драме женщины, переживающей расставание с возлюбленным во время постоянно прерывающегося телефонного разговора. Предысторию и развитие конфликта зритель узнает только из партии героини и ее реакций на ответы собеседника, голос которого мы не слышим. Эта идея стала отправной точкой для создания нового прочтения известного сюжета: дискоммуникация, возникающая между персонажами, вырастает до новых масштабов при введении в постановку жестового языка. Непонимание друг друга становится настоящей трагедией нашего времени – героиня не может услышать своего возлюбленного, зритель – эмоции актрисы жестового языка, а слабослышащая аудитория – музыку.
В качестве авторов идеи и главных создателей постановки выступают номинант на «Золотую Маску» 2023 года, главный режиссёр Астраханского театра оперы и балета Алексей Смирнов и художественный руководитель, дирижёр оркестра и хора Internum Sonus Дмитрий Королёв. Звучащим голосом станет солистка Надежда Мейер, а партию на русском жестовом языке исполнит актриса Театра Мимики и Жеста Алена Молоснова. За визуальное оформление постановки отвечает художник-постановщик Елена Бодрова.
Алексей Смирнов, режиссер-постановщик: «Опера Пуленка стала настоящим открытием XX века и дала возможность рассказать историю «диалога без диалога». Мне кажется, что эта опера – огромная метафора коммуникации или, скорее, дискоммуникации: мы, с одной стороны, слышим друг друга, а с другой – не слышим. В опере упоминается подруга героини, я подумал, что она будет вести повествование на жестовом языке. Эта особая пластика передаст эмоции и переживания, спрятанные в музыке и сюжете, а также сделает содержание понятным для слабослышащих зрителей.»
Дмитрий Королев, музыкальный руководитель и дирижёр: «Оркестровая ткань в опере то усиливает литературный текст, то входит с ним в конфронтацию, оголяя подлинное состояние героини. Введение в постановку актрисы, исполняющей партию на жестовом языке, – замысел, который я вынашиваю последние 8 лет, – это не просто попытка адаптировать оперу для неслышащей аудитории. Это язык рук, который для слушателя открывает другой угол восприятия: новый орган чувств, о котором мы не знали или давно забыли. Этот эксперимент – инклюзия в более широком смысле слова, выравнивающая условия обеих сторон.»
Спектакль создан при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив и при участии Театра мимики и жеста и ДК Рассвет.
Вход свободный по регистрации