«Дворянин Воланд идет!» Премьера спектакля «Роман» в Театре Армии

В Театре Армии состоялась премьера спектакля «Роман» по мотивам произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Режиссёр Александр Лазарев берёт за основу историю Понтия Пилата, отказавшись от самых эффектных и драматичных сцен. Но начало его повествования всё-таки разворачивается в той самой Нехорошей квартире, сразу после бала Сатаны.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Яна Булаш

Перед нами Коровьев с канделябром в руке (Роман Радов) и Маргарита (Анфиса Ломакина): их фигуры показываются в дверном проёме на возвышении, а затем стремительно перемещаются на основную сцену. Что-то готическое проглядывается в оформлении и невольно заставляет предвкушать булгаковскую мистику. Красивое начало!

Герои входят в покои Воланда, где согласно Михаилу Афанасьевичу, Гелла должна «не растирать ногу (Воланду), а на столе, там, где раньше играли в шахматы, накрывать ужин». На сцене Гелла всё-таки растирает ногу, у стола мы видим свиту, а Воланд разместился в глубоком кресле, развернутом к камину. У Булгакова «князь тьмы» Воланд — «лет сорока с лишним», у него «правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар».

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Яна Булаш

Воланд Александра Домогарова превращается немного в карикатурный, или другими словами, сказочный персонаж: наклеенный крючковатый нос, нарисованные вены на лице, черные длинные ногти, всклокоченные волосы, трость в руке. Воланд-Домогаров быстро передвигается по сцене, он вальяжен, говорит громко и подчеркнуто растянуто. Вспоминается, когда гётевский Мефистофель просит нечистую силу расступиться, то он произносит: «Дворянин Воланд идет!» Воланд Домогарова не похож на дворянина, он не страшен, но и не смешон, величия в нем нет, но и шутовства в меру. Под стать такому эксцентричному персонажу — только образ кота Бегемота, тоже решенный с щедрым использованием грима и накладного подбородка. Другие герои менее «сказочные», поэтому Воланд и Бегемот (который появляется в первой и заключительных сценах) выглядят словно пришельцы из голливудского фильма в жанре фэнтези.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Лена Морозова

С одной стороны, очевидна опора на стереотипы, а с другой — все ключевые события оказываются за скобками. Сцены Мастера и Маргариты становятся дополнением, даже не фоном. Несколько раз из-за кулис появится квартира Мастера «…в подвале маленького домика в одном из Арбатских переулков…» Мастер и Маргарита здесь не произносят реплик, но зритель догадывается, что изображаются сцены создания романа. Мастер пишет, ходит по комнате, терзаем муками творчества, а Маргарита пытается его вдохновлять, играет роль терпеливой музы. Всё это молча. Таких интермедий в спектакле несколько, и они существуют параллельно основному действию.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Лена Морозова

Где кульминация в спектакле — определить сложно. Возможно, это распятие на Голгофе Иешуа (Дмитрий Ломакин / Роман Богданов), которым открывается второе действие. На авансцене появляются Плакальщицы, их вокальный номер сопровождают современные пластические зарисовки (хореография — Михаил Колегов), а на заднем фоне поднимаются кресты. Сцена массовая, эффектная, но не раскрывает важный элемент романа. Все эти картины не рассматриваются через идейное и художественное единство историй Мастера и Иешуа, а поэтому не усиливают друг друга. Отказавшись от параллели между судьбами персонажей, режиссер не находит нравственную почву булгаковского произведения, превращая одну из его глав в вольный пересказ.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Лена Морозова

«… никакой силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет всё, что накопилось у неё внутри, и не смолкнет сама», — народ в спектакле можно назвать отдельным персонажем, на который сделан акцент. Хотя трудно связать современную хореографию, стилизованные костюмы (художник-постановщик и художник по костюмам — Ольга Никитина), сегодняшние прически, гротескные элементы и традиционные режиссёрские приёмы в одно целое, где бы пластический лексикон превращался не в череду номеров, а расширял дух сценического действа.

А вот музыка (композитор — заслуженный артист России Николай Парфенюк), несмотря на то что часто перетягивает на себя львиную долю внимания, выстраивает ось характера главного героя — Понтия Пилата. От Pianissimo до Sforzando — в этом весь трагизм персонажа, ставшего палачом самого Иисуса. Пилата играют в два состава известные актёры — Александр Балуев и Максим Аверин. В первой сцене их герой сидит, утопая в «тяжёлом каменном кресле, на котором блестят от луны какие‑то искры…» Об этом пишет Булгаков в последней главе. Каменное кресло будто приковало к себе Пилата. И даже в финале, обретая свободу, он как приклеенный сидит в нём. Почему-то в заключительной сцене лицо прокуратора Иудеи скроет маска. Достаточно много таких контрапунктов, намеков, элементов, которые носят случайный характер. К этому можно отнести уже упомянутую сцену после бала, вырванную из романа и не нашедшую продолжения в спектакле.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Лена Морозова

Эффектным приёмом, который не сможет не всколыхнуть зрительный зал, становится сцена выхода всадников, верхом на лошадях. К этому подключается машинерия Театра Армии, которая позволяет создать броский рисунок. Выходит очень живописно и масштабно, герои выкрикивают заключительные фразы, и кажется, вот-вот раздастся эхо во мраке бездонной глубины. Но появляется второй финал: галерея комнат, возможно тех самых куда забредёт поэт Бездомный во время погони за Воландом, проекция рисует трамвайчик в окне. Занавес.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Лена Морозова

Роман, который многие из нас знают буквально наизусть, благодаря киноэкранизациям и театральным опытам, мы привыкли воспринимать по-разному. Для кого-то здесь важна красота булгаковского текста, за купирование которого стоит браться с осторожностью и с максимальной ответственностью, для многих важен сюжет, богатый и яркий, а кто-то будет продолжать пытаться расшифровать скрытые послания. Чем бы не руководствовался читатель или зритель, идейность и нравственный поиск обойти невозможно, иначе это превращает роман в беззубую серию ситкома. Пусть и очень эффектную.

URL List