Ника Юрасова (тг-канал Nika’s Tsundoku Club)
Мохамед Мбугар Сарр. В тайниках памяти / пер. с фр. Нины Кулиш — М.: Синдбад, 2022. — 480 с.
2018 год, молодой писатель из Сенегала приезжает учиться в Париж и случайно влюбляется в рукопись 1938 года, которая называется «Лабиринт бесчестья». Этот роман читается как что-то идеальное, великое — обо всём сразу и ни о чём конкретно. Это текст-загадка, путеводная звезда, им хочется делиться и обсуждать. Его автора — Элимана, тоже сенегальца, в предвоенные годы критики обвинили в плагиате (не считав постмодернистскую задумку, опередившую время), тираж книги уничтожили, и Элиман покинул Париж. Главный герой, конечно же, сочтёт своим долгом заполнить все лакуны в жизни загадочного непонятого писателя, чтобы разобраться с собственной идентичностью и амбициями.
Если начало книги может показаться примитивным – всё постоянно с кем-то спят и яростно толкают философские речи, то дальше сюжет раскалывается на несколько линий, и, выбрав свою, читать становится интереснее. Книга оказывается не только семейной сагой (о чём поначалу сложно догадаться), но и романом об самоопределении, истории Сенегала, и, конечно, рефлексией о месте писателя в мире.
Забавно вышло, что за роман, упрекающий Европу в недостаточной толерантности и этичности (когда чернокожий пишет на французском хорошую книгу, то первое, что вы увидите в рецензиях — информацию о его происхождении) Сарр получил Гонкуровскую премию. И книга действительно масштабна, многослойна, демонстрирует широту взглядов и кругозор автора, но в рецензиях на «Тайники памяти» часто происходит ровно то же самое: «сенегалец получает главную французскую премию…». Так что выйти из этого лабиринта бесчестья Сарру, пожалуй, не удалось, а вот нанести Сенегал на литературную карту, написав большой роман о людях своей страны и XX веке — получилось.
Анастасия Усова (тг-канал Дом Астерия)
Элизабет Мун. Население одна / пер. с англ. М. Давыдовой — М.: Дом историй, 2024. — 416 с.
Всю жизнь Офелия посвящала себя другим: растила детей, терпела мужей, занималась колонизаторством новых планет. Даже в преклонном возрасте она не получила возможность пожить для себя — ей приходится делить дом с сыном и невесткой, лавируя между их скандалами и бытовой инвалидностью. Когда компания сообщает, что колонию принято расформировать из-за финансовых убытков, а всё население перевезти на другую планету, Офелия вдруг понимает: это её шанс. Голос в голове, с которым она раньше не была знакома, говорит ей: «Ты никуда не полетишь». Заметят ли одну старую женщину в суете переселения, если она спрячется вдалеке от спешно загружающихся в космические корабли людей? Конечно, нет, поэтому теперь Офелия — единственная жительница этой планеты. Её знаний вполне хватает, чтобы поддерживать в порядке огороды и следить за скотом, а остаток жизни героиня планирует провести за рукоделием и долгожданным отдыхом.
На самом деле даже этого нехитрого сюжета вполне хватило бы на чудесный роман о том, как устать от рода человеческого настолько, чтобы единственное спасение было обнаружено в вечном одиночестве. Но Элизабет Мун подселяет к Офелии соседей, с которыми колонизаторы лишь по абсурдной случайности так и не столкнулись за десятки лет. Это разумные существа, настоящие местные. Они пришли, не чтобы нарушить идиллию Офелии, а чтобы напомнить ей об истине — никогда не поздно наполнить жизнь смыслом.
Дина Озерова (тг-канал книжный странник | дина озерова)
Анна Линская. Кафе смерти. — М.: Азбука-Аттикус, Спб.: Азбука, 2024. — 160 с.
Чтобы справиться с потерей матери, Марина посещает «кафе смерти» – своеобразный дискуссионный клуб, участники которого обсуждают смерть с точки зрения истории, философии, и разного рода околокульторологических исследований. Этот опыт заставляет ее вспомнить прошлое: приморский город детства, лучшую подругу Карину и старшую сестру Лизу, связь с которой давно утеряна. Однажды, в размеренную рутину Марины врывается Ри – смутный образ из прошлого, загадку происхождения которого ей предстоит разгадать.
А дальше…сюжет дебютного романа Анны Линской с трудом поддается пересказу. Все дело в его сложной, затейливой структуре: текст нелинейный, фрагментарный, написанный будто «осколочным письмом». Интересно, как Линская использует форму, чтобы подчеркнуть ключевую идею романа: когда кто-то умирает, мир дробится, покрывается трещинами, и уже никогда не будет прежним.
«Кафе смерти» написано в духе «general fiction», но в середину внезапно врывается автофикциональное эссе – честно говоря, моя любимая часть романа. Густой, вязкий слог меняется на кристально чистый, голос автора расставляет нужные акценты, а тайное постепенно становится явным.
Сестринство в самом широком смысле слова – еще одна важная тема этого романа. Матери и дочери, сестры и подруги – Линская создает разнообразную палитру женских образов и внимательно исследует спектр отношений между ними. Чем мы готовы пожертвовать ради близкого нам человека? И как часто этой жертвой становится часть себя?
Лена Чернышева (тг-канал что читает леночка)
Евгения Овчинникова. Сокровища. — М.: Белая Ворона, 2023. — 224 с.
Тексты о 1990-х всё чаще становятся предметом дискуссий в литературных кругах. Причина споров понятна — это десятилетие нередко оказывается фоном произведений «тридцатилетних» писателей, по мнению критиков, в силу возраста не достаточно хорошо осведомленных о том, что переживали люди в те непростые годы. Однако помещая своих персонажей не в газетную хронику, а в хронотоп детства, авторы романов и повестей возвращают своих читателей, ровесников или вовсе нет, в оплетённый не сетями интернета, а тянущимися метрами Turbo и Love Is. Наивно? Возможно. Поверхностно? Сказать так было бы несправедливо.
Поместила свою героиню в этот хронотоп и писательница Евгения Овчинникова. Ася проводит лето в деревне у тёти — её мама, ведущая на местном телевидении, занимается привычным для всех взрослых делом, пытается заработать деньги. Ася отчаянно скучает по маме, но, как и все дети, довольно быстро переключается — на таящиеся за углом угрозы, принимающие чаще всего обличие страшного индюка, новых знакомых, способных за несколько минут стать настоящими друзьями, и те самые сокровища, зарытые в малиннике. Её сокровища — это деревянный чертик, лохматая резинка для волос, календарик с красоткой и еще несколько не менее драгоценных мелочей, к которым она обращается в минуты всепоглощающей тоски по маме. А между этими минутами — целое детство с бурчащей на фоне бабушкой, общими огородными работами, спасающими не от скуки, а от голода, взрослыми тайнами самой красивой на свете старшей сестры, первыми походами на деревенскую дискотеку… И еще десятки сокровищ, к которым, зарытым уже не в малиннике, а в самом потаённом уголке сердца, уже взрослая Ася (а также любой читатель около тридцати лет) обязательно обратится в минуты уже совсем другой тоски — по лету, ушедшим родственникам, дружбе, продлившейся всего лишь пару месяцев, и времени, когда задвоившийся вкладыш из Turbo или Love Is вызывал настоящее отчаяние.
Маша Фадеева (ТГ-канал Проснись и ной)
Яна Вагнер. Кто не спрятался. — М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2018. — 510 с.
Компания лучших друзей, знакомых с юности, приезжает на европейский горнолыжный курорт, чтобы встретить Новый год, и целиком снимает загородный отель — одинокий дом на скале, отрезанный от мира и цивилизации лесом, горами и тоннами снега. Ночью случается ледяной дождь и отрезает от цивилизации дом со всеми его обитателями. На утро компания недосчитывается одного человека — общей подруги, а позже в овраге у сломанного подъемника они находят ее окоченевшее тело с колотой раной от лыжной палки. Пока труп несчастной покоится в гараже, друзьям остается только покорно ждать, что мир вспомнит о них и пришлет спасательные вертолеты, и в попытках выяснить, кто же предал жертву, попытаться не убить друг друга.
Действие в романе длится несколько дней, но в эту неделю уместились боль и страдания целого поколения нынешних 40-летних. Людей, которые родились в 70-е, взрослели в 80-е, верили в мечту и лучшее будущее, пока не грянули 90-е, вынуждая изобретать новые стратегии выживания. Стилистика, точный подбор слов и образов, превращает страшную историю в уютный детектив. Жуткий холодный особняк со своими сливочными стенами и шоколадными балками, с фарфоровыми, точно яичная скорлупа, чашками, с ароматами кофе и пряностей, с жаром углей, полыхающих в камине, — напоминает пряничный дом старухи-волшебницы, а очень европейская история пропитывается русским колоритом.
Как всегда Яна Вагнер сумела не просто написать атмосферный зимний триллер, а провести глубокое психологическое исследование того, на что способны люди в замкнутом пространстве.