Театр ищет не космос, а человека. Спектакль «Космонавт. Сердце в невесомости», «ТЯТР Лаборатория современной драмы»

Спектакль «Космонавт. Сердце в невесомости» театра «ТЯТР Лаборатория современной драмы» – это попытка соединить космическую тему с тонкой психологической драмой. Амбициозный замысел: перенести зрителя в канун старта межпланетной экспедиции и, отталкиваясь от этого, рассказать о том, что происходит не столько за пределами Земли, сколько внутри человека. В фокусе – космонавт Егоров (Михаил Селиванов), чей последний вечер дома оказывается не прощанием с семьей, а столкновением с воспоминаниями, виной и, возможно, чем-то более мистическим.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Михаил Зильбер

Режиссер Ярослава Дубинина строит атмосферу на пересечении Чехова и Стругацких – здесь есть и дачный пикник, и тени прошлого, и странные гости, которые, кажется, выпали из другого измерения. Пространственно-временной континуум действительно преломляется, но чаще это вызывает недоумение. Космос присутствует лишь пунктиром – несколько флешбеков, смазанных и непонятных до самого финала, больше похожи на загадку без отгадки.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Михаил Зильбер

Главный недостаток спектакля – актерская игра. Большинство словно читают текст, не чувствуя собственных персонажей. Эмоциональные сцены проваливаются: диалоги звучат плоско, реплики – без внутренней опоры. Исключение – Алена Безродная, исполнившая роль соседки. Ее образ яркий и живой. В ней легко узнать ту самую «тетю» с кухни, что знает всё про всех и всегда не вовремя заходит в дом. Ее персонаж – не только комическая разрядка, но и одна из немногих убедительных фигур на сцене.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Михаил Зильбер

Еще один приятный момент – музыка и свет. Саунд-дизайн (композитор – Дарья Гарбузняк) тонко подчеркивает смену настроений, не перегружая восприятие. Свет помогает передавать метафизические сдвиги реальности, особенно в сценах с появлением таинственных персонажей. Юра, сын главного героя (актер Егор Федоров), оказался довольно цельным и даже трогательным персонажем. В его игре есть честность.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Михаил Зильбер

Декорации вызывают вопросы (художник – Вероника Рысева). Поролоновые пирамидки, имитирующие траву, выглядят странно и мешают актерам двигаться. Их попытки обойти элементы сценографии делают движения неестественными и порой комичными – вряд ли с таким эффектом задумывались сцены. Складывается ощущение, что визуальный язык спектакля остался на стадии эскиза, не обретя настоящую форму.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Михаил Зильбер

Сюжет балансирует между психологической драмой и научной фантастикой, но в результате основное внимание оказывается на личных отношениях между персонажами, что само по себе неплохо. Однако для спектакля, в котором главную роль играет космонавт на пороге межзвездного путешествия, – маловато космоса. Тем более что финальные смысловые «разгадки» приходят слишком поздно и требуют от зрителя либо вдумчивого анализа, либо догадливости на уровне домыслов.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Михаил Зильбер

Тем не менее, спектакль не затянут – полтора часа проходят ровно. В нем есть моменты, которые можно ценить: честные актерские попытки, удачные визуальные решения, несколько хороших сцен и одна действительно яркая роль. «Космонавт. Сердце в невесомости» – спектакль-поиск. Пока что этот поиск не завершён, но возможно, именно в этом и есть его ценность.

Зрителю стоит идти не за космосом, а за попыткой заглянуть в сердце человека, стоящего на пороге ухода – с Земли, из семьи, из прошлого. И, может быть, где-то между поролоновой травой и мигающими огнями, удастся уловить главное: даже перед прыжком в вечность нас держит самое простое – память, вина и любовь.

Автор – Анна Московко

URL List