7 мая в Театре-студии Всеволода Шиловского состоялась премьера спектакля «Мужской род, единственное число», поставленного по одноимённой пьесе французских драматургов Жан-Жака Брикера и Мориса Ласега. Выбор произведения отражает ключевой принцип, которым руководствуется Всеволод Николаевич: смех – как средство преодоления реальности. Комедия возвращает зрителя к истокам жанра – смеху как орудию борьбы с условностями и серьезностью мира. «Жить в сказке и суровости трудно. Улыбайтесь!» – с этим посылом режиссер обращается к зрителю ещё до начала действия.

Главный герой – французский политик Ламар (Глеб Гузей), который много лет назад потерял жену и в одиночку воспитал сына Луи (Елисей Смолин). Неожиданный визит американского полковника, за которым следует шокирующее открытие – возвращение жены в новом обличье – запускает цепочку комических недоразумений. Герои оказываются в водовороте абсурда, каждый реагирует на происходящее по-своему: от бурных эмоций Матильды (Татьяна Дербенева) до подчеркнутой флегматичности Френка (Александр Гурьянов). Сюжет развивается в основном через диалоги – действие минимально, но внутренняя динамика сохраняется.
Пьеса затрагивает непростую и актуальную тему – смену пола. Хотя она преподнесена в комедийном ключе, подобная подача может вызвать у зрителей смешанные чувства. Шутки порой балансируют на грани фривольности, обнажая физическую сторону темы. Однако за этим стоит традиция народной смеховой культуры – балаганного веселья, где телесность и абсурд служили выражением бунта против официальной серьёзности. Такой подход позволяет взглянуть на происходящее как на торжество жизни над условностями, а смех становится инструментом освобождения от навязанных рамок, в том числе – гендерных.

Комедия положений полностью раскрывается в ограниченном пространстве одной комнаты, где герои сталкиваются с недоразумениями, разоблачениями и неловкими ситуациями. Сценография дополняется тремя дверями, из которых герои появляются и исчезают, добавляя действию динамики. Особое очарование придаёт пространству гувернантка Жасант (Евгения Ядрец), вечно подслушивающая за дверями.
Особенно интересен финальный поворот, который придаёт новое значение названию спектакля. Изначально кажется, что «мужской род» – это Френк. Но в финале выясняется, что шесть месяцев назад Жасант была Густавом. Таким образом, становится ясно: речь идёт не о единственном числе. Эта развязка обогащает комедийный слой постановки, показывая смену пола не только в одну сторону. Финальная сцена делает название многослойным и ироничным, усиливая общий конфликт и тему двойственности.

Спектакль не лишён элементов импровизации: актёры иногда вносят реплики от себя, что создаёт ощущение живого процесса, происходящего «здесь и сейчас». Это делает игру естественной и усиливает комический эффект – смех возникает не только у зрителей, но и, кажется, у самих актёров, застигнутых неожиданными поворотами.
Комедия положений необходима современному театру. Она продолжает традицию, восходящую ещё к Гиппократу и народным карнавалам: смех – это лекарство. Именно так воспринимает его Всеволод Шиловский. Выбранная пьеса помогает зрителю на время забыть о тяготах жизни, даря легкость, иронию и – что особенно важно – надежду. В этой постановке действительно торжествует жизнь.
Автор – Анна Герасимова