Последние пару лет московские театры словно соревнуются в интерпретациях самой популярной пьесы Александра Вампилова. В ряду постановок версия МХТ им. Чехова занимает особое место. Она как будто открывает дверь в дом, где ты сразу чувствуешь себя своим.
Режиссёр Андрей Калинин, чьё имя пока не успело обрасти театральными легендами, не пытается удивить зрителя оригинальностью. Но его «Старший сын» – цельная постановка, в которой есть доверие к тексту и редкое чувство меры. И, кажется, именно эта скромность делает спектакль таким пронзительным. Калинин тихо берёт тебя за руку и ведёт в знакомую вампиловскую историю, как ведут ребёнка – бережно, без лишних объяснений, но с ласкающей уверенностью, что здесь тебя поймут и примут.

Фундамент постановки – Александр Семчев в роли Сарафанова. Кажется невероятным, что никто не пригласил его на эту роль раньше. Его герой не играет в отцовство – он по-настоящему усыновляет каждого, кто оказывается рядом. Когда он принимает Бусыгина за сына, зрители становятся счастливыми соучастниками этого отчаянного обмана.
Семчев-Сарафанов не нелепый неудачник – он интереснее и сложнее, чем провинциальный добряк-выпивоха. Он – человек, который верит в людей. Безнадёжно, безоглядно, безусловно, как дети верят в Деда Мороза. И когда он осторожно, робко – стесняясь своей неуместности и пугаясь нахлынувшей нежности – тянется щекой к Бусыгину, кажется, что это не отрепетированный жест, а естественный акт ненасильственного сопротивления миру, где все друг другу врут.

Актёрский ансамбль подобран с удивительной точностью. Кирилл Власов (Бусыгин), Анна Затеева (Нина), Илья Козырев (Васенька) – все они существуют на сцене так просто и искренне, будто действительно связаны невидимыми нитями родства. Даже в ссорах и претензиях чувствуется: это «своя кровь», свои люди. Остальным персонажам тоже не удаётся преодолеть магнетизм Сарафановых, и благодаря этой «странной семейке» они за короткое время «взрослеют», узнают новых себя. Алексей Варущенко (Сильва), Юлия Витрук (Наталья), Антон Лобан (Кудимов) – прекрасные актёрские работы.
Новая сцена МХТ, маленькая и неудобная, оказалась идеальным пространством для этой неловкой семейной хроники. Камерное помещение становится соседской квартирой, где зрители – не посторонние наблюдатели, а гости, которых принимают, как родных. Здесь нет декоративности, нет «большого театра» – только задушевный тёплый полушёпот, мягкий свет кухонной лампы и ощущение, будто ты подсматриваешь в чужое окно, которое забыли зашторить. А потом вдруг понимаешь: эти люди – твои. И даже больше твои, чем те, кого ты всегда считал «своими».

При всей камерности, спектакль сохраняет объём, вампиловскую двойную оптику. Смех оборачивается грустью, трогательные моменты превращаются в нелепые – как в настоящей семье, где любовь и раздражение гармонично уживаются на одной жилплощади.
Вампиловский сюжет словно вышел из гоголевского анекдота и оброс неправдоподобностями индийского кино и постановочных телешоу «Найди меня». Но зритель, знающий пьесу наизусть, верит в бородатый анекдот с удовольствием и становится частью семьи Сарафановых. Нас, как Бусыгина, ненадолго усыновляют. И в этом главная магия постановки Андрея Калинина: она даёт почувствовать, что где-то есть дом, где тебя примут просто потому, что ты есть.

Впрочем, болливудского хеппи-энда не ждите – Сарафанов остаётся в комнате один на один с креслом. И непонятно, не привиделась ли ему эта авантюра и эта жизнь с похоронами и танцами, пока он дремал перед телевизором. Может, не было никакого старшего сына? Может, вся эта история – просто сон одинокого человека, который на минуту возомнил, что его кто-то любит?
Но Калинин не отбирает у зрителя Вампилова. Смотришь на сцену и каждую минуту веришь в лучшее. Безнадёжно, как завещал Сарафанов. Поверьте и вы: идите на спектакль и позвольте этой истории усыновить вас. Хотя бы на один вечер.