Щуримся и греемся. В Театре Терезы Дуровой сравнивают гений с солнцем и разбираются, «Кто Есенин»

Кручёных, Северянин, Шершеневич, Маяковский, Горький, Евтушенко, Вознесенский… Создатели спектакля дали высказаться всем, для кого фигура Есенина что-то значила. Помогают ли голоса этих людей понять, кто есть (намеренно уходим от прошедшего времени) Сергей Есенин? Ответы из зала будут разные. У нас не было цели узнать–понять–полюбить Есенина, поэтому премьеру классифицируем как нескучное размышлением о том, как гений, сопротивляясь времени, обретает бессмертие.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Сергей Абрамов

В Театре Терезы Дуровой к двойной памятной дате поэта выпустили постановку «Кто Есенин». Драматург Артём Абрамов и режиссёр Тереза Дурова придумали спектакль, который продолжает добрую традицию: рассказывает о гениях, оставшихся интересными для потомков, – и рассказывает без напускного, почти благоговейного, трепета, но с помощью современной авторской музыки и театрального языка любви, уважения и благодарности. Для труппы Дуровой этот язык родной, они буквально его носители. 

Нас премьера заинтересовала по двум причинам. Во-первых, блестящий спектакль «Без галош элегантнее» о Маяковском уже по паре раз посмотрели по нашей рекомендации все друзья и коллеги, поэтому мы с нетерпением ждали нового музыкально-поэтического опуса от команды Дуровой. Во-вторых, Есенин всегда казался нам чем-то бóльшим, чем просто русский крестьянский поэт, певец калиток, сенокосов и кабацкой удали. Он всегда был нашим современником – и в школе, и спустя много лет после её окончания. Так кто же он на самом деле?

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Сергей Абрамов

На первый взгляд, «Кто Есенин» немного проигрывает своему предшественнику. Спектакль о Маяковском получился более цельным и сбалансированным; премьера о Есенине разбита пополам, и склейка между двумя частями не очевидна. Это, скорее, разлучённый диптих – два полотна, которые объединены одной темой, но висят в разных музеях. Первая картина – специальный выпуск газеты «Красное сегодня» времён имажинистов, футуристов и прочих -истов. Вторая картина – по форме – концерт, по сути – современное исследование. Объект исследования – творчество Есенина, инструмент исследования – музыка композитора Сергея Кондратьева

На стихи Есенина написано немало романсов, но они редко казались нам конгениальными автору и его природе, да не обидятся на нас уважаемые композиторы. Милые балалайки, и вы простите, но вас не должно быть так много в есенинской мелодике (хотя с вами, разумеется, привычнее). Как будто с этим согласен и Сергей Кондратьев, автор музыки к спектаклю Дуровой: вся вторая часть – точное попадание в душу поэта и свободный от стереотипов взгляд на его творчество. Это не подбор нот под стихи для публичного исполнения, а попытка пропустить его лирику через своё сердце, ощутить изнутри музыку поэзии. Звучит современно, но при этом удивительно в такт прошловековому есенинскому нерву. Жаль только, что на нашем показе были проблемы со звуком: прекрасных голосов артистов было совершенно не слышно за игрой оркестра. Надеемся, звукорежиссёры со всем разберутся.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Сергей Абрамов

Отметим прекрасные актёрские работы, профессионализм музыкантов и общий ансамблевый дух, ставший визитной карточкой Театра Дуровой. Хороши все, но мы влюбились в двоих. Секретарь редакции (Ольга Надуваева) очаровывает своей искренностью, прямотой и непосредственностью. С виду – чопорная мадам за печатной машинкой, но в каждом жесте – столько нерастраченной женской ласки, страсти, огня и энергии! Не случайно Виктория Севрюкова одела героиню в рыжие тона. Корректор (Михаил Бубер) большую часть действия сидит спиной к зрителю и говорит коротко, но зато каждая реплика – выдающаяся мысль. Философ и филолог, этот человек знает цену каждой букве и запятой, потому и не растрачивает их попусту. Именно он, пожалуй, озвучил многое из того, что мы и сами думаем о Сергее Есенине.

Так кто же он, Есенин? Очевидно одно: кем бы мы его ни считали, он гений, вечно живой. А гений – он как солнце: мы щуримся, глядя на его манящую, яркую, ослепительную звезду, но не в силах отвернуться. И не в силах отойти, потому что греться в его лучах очень приятно. Спектаклю Театра Дуровой, кажется, удалось передать частицу этого тёплого света нам, зрителям.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Сергей Абрамов

Исследовали Есенина: 
актёры Егор Комаров, Ольга Надуваева, Михаил Бубер, Данила Теплов, Даниил Исламов, Владислав Савчук, Павел Повалихин и Сергей Батов;

музыканты Павел Демидов, Александр Тевелёв, Юрий Чевин, Софья Власова, Денис Мельников, Грант Вартанов, Михаил Бручеев, Константин Чоботок и Сергей Кондратьев (он же композитор постановки); 

режиссёр Тереза Дурова, художник-постановщик Мария Рыбасова, художник по костюмам Виктория Севрюкова и художник по свету Максим Потапенко.

URL List