Казалось бы, чем может удивить зрителей давно признанная шедевром оперетта Иоганна Штрауса II? Её премьера состоялась еще в 1874 году, и с того самого времени «Летучая мышь» не покидает подмостки театров мира. Однако музыкальный руководитель проекта Фабио Мастранджело и режиссер-постановщик Василий Заржецкий смогли встряхнуть привычное произведение и раскрасить его яркими костюмами и хлесткими актуальными шутками, не внося кардинальных изменений в сюжет.
«Летучая мышь» — это история четы Айзенштайнов, Генриха и Розалинды, и их друзей и знакомых. Супруги охладели друг к другу и начинают смотреть по сторонам. За Розалиндой настойчиво ухаживает сладкоголосый тенор Альфред, а Генрих готов влюбиться в первую попавшуюся прекрасную незнакомку.
Этой ситуацией и пользуется друг семьи Фальке, который хочет расплатиться с Генрихом за одно прошлогоднее унижение. Хитроумный нотариус режиссирует целый спектакль, в котором участвуют амбициозная горничная Айзенштайнов, глуповатый, но исполнительный начальник местной тюрьмы и скучающий русский аристократ. А главные роли в нём, конечно, отведены Розалинде и Генриху. Приглашения на бал разосланы, гости скоро будут в сборе, месть летучей мыши вот-вот свершится!
Если во время просмотра оперетты закрыть глаза, то это современное прочтение классики ощущается очень легким: остросоциальные ремарки аккуратно и местами довольно изящно вкраплены в традиционные диалоги и арии. Однако закрывать глаза совсем не хочется! Авторы очевидно сделали упор на визуальную составляющую. Особенно хороши костюмы: заметно, что художник Елена Вершинина вдохновлялась нарядами со знаменитых балов института Красоты Met Gala в Нью-Йорке. Костюмы и впечатляющие головные уборы всех героев, даже второстепенных, хочется разглядывать — так причудливо в них смешаны блеск стразов и золота, леопардовые принты, цветочные вышивки.
Каждый из трёх актов разворачивается в своих многоуровневых декорациях в стиле модерн: зритель путешествует из модной квартиры Айзенштайнов на веселый праздник князя Орловского, а затем в серую мрачную тюрьму с очаровательно пьяненьким дежурным Фрошем.
Сияют не только костюмы и декорации, но и артисты, успевающие и вокально безупречно исполнить арии, и с искоркой отыграть комедийные диалоги. Благодаря всему этому спектакль оставляет ощущение экстравагантного праздника с нотками чрезмерности — одновременно и давно знакомого, и освежающе актуального.