«Сибирская язва!». Это страшное заболевание известно человечеству с древнейших времён и его название то и дело звучит из сводок новостей сейчас. Санитарные мероприятия по предупреждению распространения инфекции хорошо знакомы специалистам, однако вспышки всё равно случаются. История врача, участвовавшего в ликвидации одной из них, легла в основу очередного спектакля Театра.Doc.
Герой спектакля – Григорий Андреевич Надточей, кандидат биологических наук, заслуженный ветеринарный врач России – известен в научной среде исследованиями губчатой энцефалопатии крупного рогатого скота («коровьего бешенства»). Однако он достиг профессиональных успехов ещё до официального выпуска из института: отправившись в село на студенческую практику он оказался лицом к лицу с сибирской язвой. В своём вербатиме он затронул обе болезни, сыгравшие большую роль в его карьере.
Историю врача озвучивал для зрителей Сеня Кротков. На экране транслировались документальные кадры ликвидации вспышек, ветеринарного контроля, снимки возбудителей инфекционных заболеваний. Для зрителей – простых обывателей, далёких от науки, – рассказ Григория Надточея очень познавателен: он изобилует подробностями работы ветеринарного контроля, нюансами допуска мясной продукции в продажу, фактами из истории исследования заболеваний.
Например, становится ясна одна из причин вспышек сибирской язвы: с давних времён создавались специальные захоронения туш больных животных, эти места отмечались санитарными службами на картах, однако со временем карты терялись, и при освоении участков земель вскрывались могильники, что приводило к очередным вспышкам. Подобная ситуация и произошла во время студенческой практики Григория Андреевича, и он заподозрил сибирскую язву во время вскрытия одного из умерших животных.
Диагноз подтвердился, удалось предотвратить эпидемию и снять с продажи заражённую партию мяса, были выявлены заболевшие и среди людей, к работе подключились медики. И сам ветеринар находился в опасности: от волнения, осознав, что перед ним сибирская язва, он порезался во время вскрытия животного. В этот период он получил не только практический врачебный опыт ликвидации вспышки, но и менеджерский – старший коллега, который курировал студента, был болен, и Григорий Надточей остался за старшего в сложной эпидемиологической обстановке.
От периода студенческой практики врач сделал резкий скачок к другому научному интересу своей профессиональной жизни – «коровьему бешенству». Григорий Надточей возглавил первую в России лабораторию по изучению этого заболевания. Первый случай этой болезни был выявлен в Англии в 1986 году. В 1990-е годы был предотвращён ввоз в Россию заражённого мяса. В России действовал запрет на импорт английской говядины и крупного рогатого скота из Великобритании.
Однако ряд специалистов считали, что мясо заболевших «коровьем бешенством» животных безопасно для человека. Это было связано со сложной диагностикой и долгим инкубационным периодом, который составляет несколько лет. Григорий Надточей ездил в командировку в Великобританию для изучения болезни, поражающей головной мозг. В итоге ему удалось доказать опасность этой болезни для людей. Заслуженный ветеринарный врач России продолжает трудиться на благо науки и внёс свою лепту в поддержку важного проекта Театра.Doc «История эпидемий».