13 февраля театр им.Вл.Маяковского представил премьеру спектакля «Как важно быть серьезным» по знаменитой одноименной комедии Оскара Уайльда. Постановка, созданная режиссером Анатолием Шульевым в соавторстве с художником Мариусом Яцовскисом, приурочена к дате первой премьеры пьесы, которая состоялась 14 февраля 1895 года в лондонском Театре Сент-Джеймс.
По словам режиссера, сейчас необходимы постановки, в которых отсутствуют тревожные нотки: «Эта пьеса согрела меня, и мне показалось, что она кому-то еще может быть интересна именно своим настроением. Мы сократили текст пьесы, но постарались сохранить какую-то неторопливость. Хотелось выбить зрителей из высокого темпоритма, чтобы они отдохнули от тревожной новостной повестки. Наш спектакль про любовь, и у нас счастливый финал».
Пьеса Оскара Уайльда имеет подзаголовок – «Легкомысленная комедия для серьезных людей». Действительно, что может быть серьезнее, чем желание жениться, и что может быть более легкомысленным, чем молодость? Персонажи разделены по степени серьезности: Джон и Гвендолен (Иван Выборнов и Полина Лазарева) – благовоспитанные молодые люди, образцы британской сдержанности. Алджернон и Сесили (Илья Никулин и Анастасия Дьячук) – неугомонная парочка с буйной фантазией и бурлящей энергией.
Связующим звеном выступает старшее поколение: Леди Брэкнелл (Светлана Немоляева), гувернантка Мисс Призм (Зоя Кайдановская) и каноник Чезюбл (Виталий Ленский).
Эта очаровательная компания аристократов обитает в пространстве под стать своему положению. Художник постановщик Мариус Яцовскис погружает персонажей спектакля в атмосферу сдержанной роскоши: и квартира Алджернона Монкрифа, и поместье Джона Уординга – образец утонченного английского вкуса, от изящного чайного сервиза для традиционного five o’clock до элегантных световых решений (художник по свету Александр Мустонен), придающих общей картине сходство с галереей искусств.
Художник по костюмам Мария Данилова также придерживается классического стиля, облачая героев в соответствующие одеяния, отражающие не только эпоху, но и характер персонажа. Полина Лазарева, например, играющая девушку строгого нрава, носит глухое платье-чулок, а затем столь же строгий брючный костюм.
А Анастасия Дьячук, чья юная героиня легка и взбалмошна, – светлое платье, хоть и закрытое в силу приличий, однако разлетающееся от любого движения.
Самый яркий акцент сделан на костюм Светланы Немоляевой – Леди Брэкнелл – главной хранительницы нравов и традиций высшего общества. Продуманный до мелочей образ настоящей английской леди чрезвычайно идет актрисе, которая даже на велосипеде выезжает с королевским величием.
Именно Леди Брэкнелл «виновница» всех перипетий сюжета, ведь она категорически отказывается выдать дочь замуж хоть и за богатого, но безродного юношу: «Пьеса Оскара Уайльда с момента ее первой постановки имела грандиозный успех, – говорит Светлана Немоляева, – Конечно, это была насмешка над высшим светом, над его манерами, привычками, приоритетами. В сегодняшней жизни эти приоритеты вызывают только улыбку».
Спектакль – классическая комедия положений, в которой легко и без особой назидательности герои говорят о вечных ценностях, актуальных для любого общества: о дружбе и любви, о здравом смысле и страстных фантазиях, об отношениях с родителями и издержках воспитания. Посмеиваясь над причудами сценического «высшего общества», главное помнить, что и в жизни нельзя терять чувство юмора, хоть иногда и бывает «важно быть серьезным».