«За «читабельность» ручаюсь. Вещь легкая. Будто сидишь в кинемо и – всякие представления! На макароны не задаюсь. Вопросов не ставлю и не разрешаю. На небеса в детском аэропланчике не мечусь. А просто – запускаю «монаха» и «змея». «Героев» не имеется, а жители. «Любовей» больше, чем достаточно… «Циник» имеется и даже 1,5 циника. Романтизма – хорошая доза есть. Но… С прищуром. Много «стихов» разного сорта. … Одним словом – гимн любвям!» – так говорил о своем романе «История любовная» русский писатель и публицист Иван Сергеевич Шмелёв.
Это полуавтобиографическая история о пятнадцатилетнем гимназисте Антоне – юноше сентиментальном и романтичном, который после прочтения «Первой любви» Тургенева жаждет наступления светлых и искренних чувств. В этом возвышенном полубреду молодой человек сталкивается с низкой прозой жизни. Мечты героя часто прерывают звуки московской улицы, разноязычие двора, а в восторженные внутренние монологи беспардонно врывается житейская обыденность.
В Театре Джигарханяна эту трогательную и забавную историю поставил Виталий Салтыков.
«Юность – это не только первая любовь, но и постоянная рефлексия, максимализм, когда расстояние от восторженности до ненависти невероятно короткое, – говорит режиссёр, – Это сложный период. Но Шмелёву удалось сделать эту историю простой и родной, понятной для каждого человека. Я вижу её ещё и очень современной. Потому что наше общество сейчас стало стесняться чувствовать, любить, оно боится быть отвергнутым, уязвимым, а значит и настоящим. Этой постановкой мы хотим вернуть зрителя к искренности, которая необходима, чтобы развиваться и быть человеком».
Делая акцент на эмоциональной составляющей, режиссёр оставляет на сцене только школьную доску, на которой, то мелом, то водой, герои иллюстрируют происходящее и дорисовывают необходимый реквизит. Визуальный ряд соответствует эпохе, а события происходят, кажется, в двух параллельных реальностях: идеальный вымышленный мир юноши, где обитают исключительно прекрасные музы, противопоставлен миру обычному, настоящему, неидеальному.
На противоположности взглядов, характеров, образов и мыслей и построен спектакль. Отличный актёрский дуэт составили Егор Сазыкин (Антон) и Дмитрий Тополь (Женька). Два друга-гимназиста, в лучших традициях героев Сервантеса, отстаивают каждый свою позицию: духовное и плотское, земное и небесное, грешное и праведное. Забавные (с точки зрения взрослого) рассуждения о роли женщины в жизни мужчины, истории несуществующих похождений и безапелляционные суждения обо всем на свете – кто из нас не вспомнит точно такие же моменты своей жизни?
Главного героя опекают очаровательные тётушки (Моряна Шестакова-Антонен, Аня Ефремова/ Надя Филиппова, Настя Тереля/Инна Лясковец, Маша Роскошо), но они не в их силах отвлечь юного мечтателя от его фантазий. Жизнью Тонечки (как ласково называют героя дамы) полностью владеют две музы: Серафима (Настя Тереля/Инна Лясковец) – женщина, умудренная опытом, столь же прекрасная, сколь и опасная, и Паша (Алина Воскресенская/ Доната Нафикова) – чистый юный ангел, к несчастью, не имеющий достойного происхождения. И мечется между ними Антоша, не в силах совладать с собственными представлениями о мироустройстве. Друзья-гимназисты и дворовые работники (Артемий Савостьянов, Адель Равилов, Максим Финогенов, Тимур Тихомиров) тоже не имеют ответов на глобальные вопросы бытия, и помочь нашему герою ничем не могут.
Вся «детскость» Тонечки в спектакле умещается в гимназическом ранце, который в определенный момент превращается в сундук бродячего кукольника. В этом крошечном выдуманном мирке спрятаны и люди, и чувства, и страсти. Скованные рамками приличий и условностей, они спешат вырваться наружу, игрой света превращаясь в гигантские силуэты, мечущиеся в пространстве сцены.
Режиссёр соединяет в постановке разные жанры и приемы: здесь и театр теней, и акробатика, и хореография, и много-много прекрасной музыки. Контрабас, аккордеон, гитара, укулеле, бубен и другие инструменты оживают в руках актеров и становятся полноправными участниками постановки. Они сопровождают все перипетии этой истории, сливаясь с прекрасными голосами артистов. Эмоциональное живое исполнение придает спектаклю объема и красок, дополняя основную линию повествования новыми образами, которые непременно возникнут в глазах зрителя.