Глянец, лоск, безукоризненность! Эти слова пришли на ум под аплодисменты Красноярскому ТЮЗу, отыгравшему музыкальную трагикомедию «Биндюжник и Король» по мотивам произведений Исаака Бабеля на сцене театра им.Вахтангова в Москве в рамках своих гастролей. Спектакль Романа Феодори перечеркнул все ожидания, с которыми можно было прийти на такое название, и показал неожиданный взгляд на историю семьи Менделя Крика.
Стоит вспомнить, что история разворачивается в яркой и суматошной Одессе, в районе Молдаванка, а в центре сюжета – еврейская семья, где назревает яростный конфликт двух поколений. У биндюжника Менделя Крика есть взрослые сыновья, которых он не пускает в свой бизнес, и взрослая дочь, которой отец ставит палки в колёса, как только появляется достойный жених. Отец, не смотря на почтенный возраст, чувствует себя полным сил и подумывает об уходе из семьи к молодой красавице Маруське. Тут и закручивается противостояние, в котором Менделю Крику никак не победить.
В спектакле Феодори с трудом можно узнать дореволюционную Одессу и её легендарную Молдаванку. В действии нет никакой естественности, присущей людям, занимающимся тяжёлым физическим трудом или имеющим натянутые отношения в семье. И, на первый взгляд, кажется, что перед глазами проплывает просто красивая картинка, звучат прекрасные песни, исполненные безупречными голосами, а сюжет становится второстепенным. Однако в этой манере подачи материала через нетрадиционность и кукольность, с отсылками к языку Роберта Уилсона, через одиночество каждого героя можно уловить эмоцию и жизневосприятие каждого.
Всем своим видом демонстрирует свою власть, равнодушие и отстранённость от семьи Мендель Крик (Савва Ревич). Он – одинокий волк, уверенно идущий по жизни, но страдающий от вечной борьбы, невозможности ни на минуту расслабиться. Он сделал абсолютно серой жизнь своей жены Нехамы (Анжелика Золоторёва), но его холодное сердце растопила яркая Маруська (Елена Кайзер), очаровательная и неприступная, знающая, что она хочет получить. С ней Мендель Крик становится так покладист, что даже не прочь продать дело всей своей жизни.
В противостояние с отцом пускается Беня Крик (Анатолий Пузиков) – налётчик по кличке «Король». Он хитёр, умён и обаятелен. Он прекрасный переговорщик, отличный организатор и превосходный делец. Глядя на него, невольно возникают ассоциации с фильмом Фрэнсиса Кополлы «Крёстный отец», но гангстерские разборки у Бени попроще, и он в любом случае выйдет из них королём. Бледным как моль и бесхарактерным стал под гнётом отца сын Лёвка (Александр Дьяконов), подавшийся в гусары, но даже гусарство не прибавляет ему смелости и бахвальства. Поддавшись гневу, погрязнув в обидах, он идёт на поводу у Бени и не задумывается о последствиях содеянного.
Финал спектакля, где на свадьбе дочери, среди веселья и кутежа, измученная Нехама пытается поднять падающего Менделя, завершает одну историю и открывает другую – с новыми возможностями для детей, покалечивших своего отца, которых всю жизнь будут преследовать тени прошлого.