Где живет уличный кот? В коробке из-под бананов под пузом у мамы-кошки, в домах сердобольных граждан, которые решат его подобрать, и снова на свежем воздухе — там, где можно быть свободным и влюбленным. Где играют спектакль про этого кота? На лестницах, в окнах, в залитом солнцем дворике — где угодно, только не в чинном театральном зале. Взяв за основу роман актера и писателя Григория Служителя, Марина Брусникина с командой РАМТа в формате путешествия воплотила трогательную и живую, хотя и довольно сентиментальную, историю кота Савелия и его насыщенной жизни, которая одна сошла бы за девять.
Если вы читали роман, то помните: это очень литературный текст, полный не только сюжетных поворотов, но и философских отступлений и поэтических описаний. В спектакле повествование остается нарративно-лирическим и трогательно-смешным, разрастаясь в сторону театральности и присоединяя к тексту пространство. Вслед за актерами зрители выйдут из здания РАМТа, пройдут немного по Большой Дмитровке и завернут во двор, где станут свидетелями рождения Савелия и его взглядов на мир. Потом все вместе вернутся в фойе, пробегут туда-сюда за сестрами-кошками — и уже надолго переместятся в другой двор, внутренний, где и развернется основное полотно котовьей жизни. Развернется в 3D: актеры будут выглядывать из окон верхних этажей, залезать на строительные леса, отбрасывать пугающую тень от ворот и даже петь на специально построенной в тупичке летней эстраде. Завершится спектакль в тепле и уюте театра на полуторном этаже напротив главной лестницы. Оттуда же зрители будут провожать кота Савелия в его последнее путешествие, подглядывая в пустое и гулкое фойе через окошки репетиционного зала.
Виктор Панченко — единственный актер, чья роль неизменна на протяжении спектакля. Он, собственно, и играет кота Савелия, честного бродягу, с детства полюбившего Баха и в целом понимающего людей. Как говорит автор романа, Савелий одновременно кот и не кот — и таким же он получился в постановке: слегка отстраненным, немного томным, пытающимся постичь мир и себя, при этом совершенно точно живущим свою жизнь без подстройки под чужие стандарты. Зрители видят историю как будто его глазами, но это иллюзия. На самом деле проводниками становятся остальные актеры (Алексей Блохин, Денис Баландин, Нелли Уварова, Мария Рыщенкова, Дарья Семенова, Антонина Писарева, Вера Зотова и Тарас Епифанцев), чьи роли постоянно перетекают: вот они семья, а вот — забавные и характерные кошки, собаки, крысы и попугаи, вот сотрудники музея — а вот трудовые мигранты, вот посетители парка — а вот чуткие и внимательные сопровождающие, которые помогают зрителям вовремя встать, перейти в новую локацию и закутаться в пледы. Забота о гостях спектакля не просто функциональна, она позволяет подключиться к судьбе Савелия и почувствовать, каким участием был окружен этот независимый и любопытный уличный кот. Ну а все остальные роли делают историю объемной и в хорошем смысле театральной.
Вначале спектакль притворяется экскурсией, и, хотя режиссер очень быстро отказывается от этой рамки, географические контексты Москвы пронизывают действие до самого конца. То и дело появляются таблички с названиями улиц и переулков, даются конкретные названия объектов: те, кто хотя бы немного знает столицу, легко могут представить себе и дворы Таганки, где Савелий родился, и Третьяковскую галерею, где кот ловил крыс, и сад Баумана, где герой встретил любовь, и котокафе, где все закончилось. Из локаций возможен прямой выход в реальный мир: вдруг вы нащупаете в себе одну из причин, почему люди подбирают котов, и захотите приютить пушистого зверя? А может, просто пройдетесь по московским улицам и почувствуете легкость и свободу, с которыми маленький кот присвоил себе целый город.
Конечно, история Савелия — это не только сюжет про кота или признание в любви к столице. Неприкаянность и желание понять мир вокруг, поиск своих и стремление к независимости — очень человеческие свойства, особенно актуальные для подросткового возраста, но и взрослым не чуждые. РАМТ, как всегда, держит в уме свою целевую аудиторию: чувствующую молодежь от 9 до 90, привыкшую — или только привыкающую — к добротному, крепко сделанному театру, который умеет находить баланс между эмоциональным переживанием и дополнительной смысловой глубиной. Спектакль Марины Брусникиной как влитой ложится в репертуар: здесь есть и удачная литературная основа, и многогранные работы актеров, умеющих воплотить как комедию, так и драму, и заданные рамки театрального разговора, когда из-за четвертой стены зрителей провоцируют на неравнодушие. Жаль только, что формат приспособлен исключительно для теплых дней: следующих показов спектакля-странствия стоит ждать не раньше весны.