Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова, созданный в октябре 2019 года, предлагает зрителям литературно-сценические коллажи по русской и зарубежной классике, а также не обходит вниманием современную драматургию. Собрав команду интересных режиссеров и ярких молодых актеров — выпускников Академии кинематографического и театрального искусства, Михалков переосмысляет известные тексты и выбирает для них интересные художественные формы. Разбираемся, что интересного можно посмотреть в Центре театра и кино в этом сезоне.
Что уже идет
Современная драма о законе и милосердии
«12» — премьера прошлого сезона, театральная версия одноименного фильма, адаптированная для сцены Никитой Михалковым в соавторстве драматургами братьями Пресняковыми (с их текстами в двухтысячных работали режиссеры Кирилл Серебренников и Юрий Бутусов, пьесы ставились в разных странах). Присяжные разбирают дело молодого чеченца, подозреваемого в убийстве приемного отца, и один за другим начинают сомневаться в виновности юноши, хотя поначалу были в нем совершенно убеждены. Аргументы по делу становятся поводом для переоценки личного опыта, осмысления собственных ценностей и понимания, в чем на самом деле заключаются свобода и справедливость.
Пластическая драма по Л. Н. Толстому
«Воскресение» — последний роман великого писателя, превращенный хореографом Сергеем Землянским в полуторачасовую пластическую композицию. Коридоры людских судеб, которые, по замыслу художника-постановщика Максима Обрезкова, никогда не пересекаются, становятся пространством для воспоминаний: незавершенный, обрывочных, но погружающих в самую суть психологии героев. Не хронология здесь важна, а телесное проживание и психологический жест, через которые и передаются философские смыслы текста. Чтобы прочувствовать идею о точке невозврата, мимо которой человек проходит в своей судьбе, необязательно приходить во всеоружии — с прочитанным романом Льва Николаевича. Достаточно настроиться воспринимать то, что не говорится словами.
Героическая комедия Ростана
«Сирано де Бержерак» — классика вне времени, которая оказывается созвучной мыслям и чувствам практически каждого в зале. Лихое и яркое исполнение, местами смешной, а местами глубоко трагичный сюжет (неважно, если даже он хорошо знаком — каждый раз завораживает, как в первый), интересные пространственно-визуальные решения и поэтический текст, который отключает от повседневности и переносит в мир художественных страстей, — все сочетается в полномасштабной постановке Игоря Яцко. Портал в прошлое открывает дорогу и к сегодняшним переживаниям. Если вы соскучились по спектаклям в классическом изводе драматического театра, эта работа наверняка вас порадует.
Масштабный цикл по русской классике
«Метаморфозы» — цикл сценических коллажей по произведениями А. П. Чехова и И. А. Бунина, ставший визитной карточкой студентов Академии. Главная задача цикла — ухватить не букву, а дух произведения и сделать исполнителя, современного наследника мощной русской актерской школы, центром композиции, универсальным апологетом и психологического, и физического театра, а также проводником идей больших писателей. Трактовка классических текстов иногда может казаться вольной или слишком экспериментальной, однако «Метаморфозы» в первую очередь направлены на то, чтобы расшифровать, подобрать подходящую форму и предложить смыслы, которые, возможно, при первом прочтении не удалось разглядеть. Спектакли цикла невероятно кинематографичны и при этом театральны — если вам близка такая интегрированная эстетика, рекомендуем посмотреть их все.
Спектакли цикла: «Мадрид» | «Легкое дыхание» | «Враги» | «Жены артистов» | «Темные аллеи» (премьера!)
Что еще будет
Девять дуэтов о любви
«Сцены из деревенской жизни» — результат летней лабораторной работы знаменитого режиссера Анатолия Васильева, редко появляющегося нынче в России, со студентами Академии кинематографического и театрального искусства. В основе постановки Марии Шмаевич чеховский «Дядя Ваня», но без сюжета и логических выяснений, кто и как управляет усадьбой, кто кого уважает, кто что думает о работе и будущем. Центром и смыслом композиции становится любовь: взаимная и невозможная, несчастливая и искренняя, неспособная облечься в слова и пронзительно живая. В этом ракурсе тягучая деревенская жизнь из призрака прошлого превращается в единственно возможный контекст для обнажения чувств. Премьера назначена на середину декабря 2021.
Постановка о вере в любовь, честность, дружбу и в «потом»
«Механическое пианино» — малоизвестная пьеса А. П. Чехова «Безотцовщина», превращенная Никитой Михалковым и Александром Адабашьяном сначала в сценарий для кинофильма (1977), а затем в текст для постановки в театре (постановка с Марчелло Мастроянни в итальянском Teatro di Roma в 1988), снова обретет плоть на сцене. Как всегда у Чехова, провинциальное однообразие и скука маскируют человеческие бури, и герои, даже пережив бурю, возвращаются к приглушенным чувствам и необходимости жить дальше точно так же, как раньше. Такой спектакль требует тонкого актерского мастерства и мощи психологического театра, с чем и работает Михалков со своей командой. Интересно, каким сегодня предстанет перед нами этот сюжет: узнаваемым и родным, пронзительно актуальным, удручающе вечным, а может, всяким сразу. Премьера назначена на весну 2022.
Детский спектакль
Подробностей о том, что предложат для детей, пока нет, но к концу сезона в стенах Центра появится постановка не только для взрослых, но и для юных зрителей. Учитывая миссию Михалкова по работе с классикой, можно ожидать новой трактовки хорошо знакомых и давно любимых произведений. Никита Сергеевич пригласил артистов к сотворчеству и предложил им приносить свои творческие идеи. Ждем, не приведет ли это к работе с современной драматургией или необычному переосмыслению… да хоть бы сказок Пушкина.
Пара слов о географии
Основное здание Центра театра и кино на Поварской улице сейчас закрыто на реконструкцию. Спектакли проходят на сцене учебно-театрального комплекса ГИТИС в Новых Черемушках или на дружественных площадках (например, в ноябре спектакль «12» будет показан во МХАТе им. Горького). Также спектакль «12» увидят зрители из Саратова, Волгограда, Астрахани (с 15 по 24 декабря 2021) и Санкт-Петербурга (в июне 2022).