Театр «Постскриптум», совсем недавно обжившийся в творческом пространстве Onegog center, представляет свою первую премьеру этого сезона. Спектакль «Не боюсь Вирджинии Вулф» по эксцентричной пьесе американского драматурга Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?» поставил художественный руководитель театра Сергей Афанасьев. На камерной сцене смешиваются любовь и ненависть, людские пороки и душевные болезни, поток сознания переходит в исповедь, а попытка убежать от себя оказывается тщетной.
Действие разворачивается в доме преподавателя Джорджа (Александр Суворов) и дочери ректора колледжа Марты (Марина Суворова), женатых более 20 лет. Их семейная жизнь давно превратилась в один большой скандал, пестрящий изменами, взаимными претензиями, разочарованиями, колкими шуточками, а также игрой в выдуманного сына – тайной, на которой и держится этот брак. Но однажды игре суждено закончиться… В ту роковую ночь к супружеской паре приходят гости – молодой биолог Ник (Сергей Курзаков) с женой Хани (Татьяна Правниченко).
Очутившись на абсурдной вечеринке, где бесконечно язвят и нападают, гости выглядят как замороженные. В гостиной Джорджа и Марты, эдаком складе алкоголя и ненужного барахла, тяжело дышать и категорически не хватает места не только для времяпрепровождения, а для жизни вообще: мир ограничивается этой комнатой-коробкой (сценография – Дарья Саморокова), где, как неповоротливые кресла-мешки, таскают с места на место старые обиды и несбывшиеся надежды. Льющийся рекой алкоголь не способен скрыть многолетние проблемы, и в какой-то момент он оказывает отрезвляющий эффект.
Да и на Марту, алкоголика со стажем, крепкие напитки как будто больше не действуют. Она слишком устала от одиночества, молодых любовников и общественных обязательств ректорской дочки, и захлёбывается от безысходности. Под предлогом «одеться поудобней» она наряжается в своё лучшее вечернее платье (совсем не удобное), раскрывает секрет всей своей жизни девице, которую видит в первый раз, и неистово провоцирует на ссору своего весьма терпеливого супруга, не отдавая себе отчёта, какими могут быть последствия.
Джордж долгое время уверенно лавирует меж колкостями Марты, точно также, как наливает алкоголь, отправляя его присутствующим на скейтборде. Но, в конце концов, он теряет самообладание, обрушивая свой гнев, в том числе, на пришедших гостей, никак не ожидавших, что патологии их семейной жизни настолько заметны невооружённым взглядом. В какой-то момент находиться в этой гостиной становится просто опасно: склока выходит за словесные пределы и вот-вот может свершиться убийство. Оно в итоге и случается, но не физически. Убив своего выдуманного сына, Джордж закрывает дверь своей безумной гостиной, уводя оттуда Марту в новую жизнь, по которой им вовсе и не обязательно шествовать вместе.
В историю Джорджа и Марты, омрачающих существование друг друга, но не имеющих сил всё это прекратить, режиссёр умело вплетает биографию писательницы Вирджинии Вулф, чьё творчество ассоциируется с термином «поток сознания». Имея проблемы с ментальным здоровьем, литератор совершила самоубийство при странных обстоятельствах. Цитируя в спектакле её предсмертную записку мужу, полную любви и отчаяния, режиссёр проводит параллель между судьбой Вулф и своих героев. В изменённом названии спектакля «Не боюсь Вирджинии Вулф» чувствуется призыв посмотреть правде в глаза в самых запутанных обстоятельствах и поискать выход.