Черновики «Медного всадника» и «Полтавы» с рисунками Александра Сергеевича Пушкина на полях, иллюстрации разных лет к изданиям этих произведений, листы рукописи «История Петра», книги об эпохе Петра Великого, живописные и графические портреты царя-реформатора и его современников и многое другое можно увидеть на выставке «Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина», открывшейся в Государственном музее А.С. Пушкина и приуроченной к 350-летию со дня рождения Петра Великого.
Бывшая усадьба Хрущёвых-Селезнёвых на углу Пречистенки и Хрущёвского переулка, в которой находится музей – хранительница многочисленных экспонатов, связанных с именем великого поэта Александра Пушкина: портретов, книг, рукописей, гравюр, фарфора, мебели. Здесь в нескольких комнатах удалось собрать предметы, так или иначе раскрывающие тему царя-реформатора Петра I в творчестве поэта, которую можно проследить, начиная со «Стансов» 1826 года до оставшейся незавершённой «Истории Петра».
Личность императора, совершившего множество преобразований в жизни страны (от внешней политики до культуры), увлекла поэта, как и многих других его современников. Помимо прогресса, просвещения, возрождения, привнесённых в Россию Петром Великим, интерес Пушкина был связан также с семейной историей: прадед поэта Абрам Петрович Ганнибал был одним из сподвижников императора, и именно он стал прототипом главного героя в романе «Арап Петра Великого».
Пушкин видел императора творцом новой России, «вечным работником на троне», в своих произведениях старался раскрыть историческую эпоху, анализировать процессы, происходившие в государстве, рассуждал о роли личности в истории, взаимоотношениях государства и «маленького человека», о судьбах страны, нации, народа. Именно эти темы оказались в центре поэмы «Полтава», романа «Арап Петра Великого» и «петербургской повести» «Медный всадник». Трём этим произведениям посвящены тематические разделы выставки.
Приступая к созданию своих шедевров, Пушкин тщательно изучал печатные источники о петровской эпохе. «Нынешнее состояние Великороссии» Джона Перри, «История Российской империи при Петре Великом» Франсуа-Мари Аруза де Вольтера, поэма «Мазепа» Джорджа Байрона и множество другой литературы побывали в руках поэта, и некоторые из этих книг можно увидеть на выставке «Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина». Здесь же представлены первые публикации и одни из первых изданий пушкинских произведений.
Погрузиться в историческую эпоху, о которой писал Пушкин, конечно, помогут портреты современников Петра I – как сподвижников, так и оппонентов, а также гравюры Полтавского сражения. Вспомнить сюжеты, взглянуть на них иначе помогут работы художников-иллюстраторов XX столетия. Но безусловно самыми ценными экспонатами являются черновики, на которых можно рассмотреть что исправлял поэт, какими зарисовками сопровождал, где делал пропуски. Портрет супруги Натальи Николаевны остался на листочке рукописи «Медного всадника», сцена казни декабристов – на черновике «Полтавы», практически без правок – листы рукописи «Истории Петра»… Как говорится, спешите увидеть!
Выставка открыта до 27 ноября.