Редеют кроны деревьев и афиши театров, убывает световой день и концентрация здравого смысла в публичном поле, воздух становится холоднее — а обстановка, наоборот, накаляется… Чтобы помочь вам справиться и сохранить присутствие духа этой странной осенью, мы собрали для вас афишу музыкальных событий. Минимум лишних слов и следов актуальной повестки, максимум гармонии и красоты!
Начать поправлять подорванные новостями нервы можно уже 7 октября в Доме Радио, где девять пианистов целиком сыграют «Хорошо темперированный клавир» — сборник прелюдий и фуг Баха, путеводитель по тональностям, навсегда изменивший облик музыки, своего рода Библию для всех музыкантов. И, согласно некоторым трактовкам, буквальное переложение священной книги на музыкальный язык, попытка прорыва от обыкновенной математики — к высшей, той, что управляет законами мировой гармонии.
Если строгий расчет и сосредоточенный аскетизм вам не милы и хочется благородных страстей — можно послушать скрипку на дне рождения Паганини 19 октября в Большом зале филармонии. Поздравить именинника явятся Верди, Респиги, Пуччини и Россини при поддержке участников международного фестиваля скрипки.
Если же, наоборот, душа только спокойствия и просит, можно закрепить эффект от Баха 8 или 9 октября в Доме Радио на вечере композитора-минималиста Стива Райха, автора музыкальных икон и музыкальных рек, воплощающего в звуке идеи чистого света и абсолютного растворения. «Музыка для 18 музыкантов» — это 70 минут единения с космосом — как продолжением природы и как противоположностью хаоса. А ещё крайне редко исполняемое сочинение. И приятная возможность увидеть за фортепиано Полину Осетинскую и Николая Мажару.
Впрочем, музыкальная икона — это что-то скорее про Арво Пярта с его «сакральным минимализмом». 9-го числа в пространстве «Сообщество» в Доме 12 Молодёжный камерный оркестр Санкт-Петербургской филармонии исполнит его сочинения Fratres и Summa, дополнив их циклом «Книга печали и радости» Настасьи Хрущёвой. Для лучшего понимания контекста программу вечера представят музыковед Екатерина Вербицкая и сама Хрущева — после концерта им можно будет задать вопросы.
Кстати, Настасью Хрущеву можно послушать и в Доме Радио. На концерте OpensoundQuartet 11 октября впервые в Петербурге прозвучат ее «Пять песен на Рождество». Но не стоит воспринимать это событие как подготовку к новогодним праздникам — скорее к Хэллоуину, потому что «Пять песен», по словам автора, написаны про «тёмное Рождество, во время которого приходит Дед-Мороз-карающий».
А еще один концерт с просветительским потенциалом состоится в Доме Радио 17-го числа. Пианист Юрий Фаворин устроит слушателям путешествие от зрелого романтизма к импрессионизму, взяв за отправную точку сочинения незаслуженно забытого композитора Шарля-Валантена Алькана — пианиста-вундеркинда, друга и соперника Листа и Шопена.
Тему музыкальных путешествий развивает Филармония. 12 октября в Малом зале ждут в гости армянских дудукистов с программой из национальных композиторов. А 8-го пианист Александр Кашпурин презентует здесь же интригующий спектакль-концерт «Сказка странствий» по мотивам «Шинели» Гоголя, сложенный из сочинений Телемана, Стравинского и Шнитке, а также арии Плавалагуны из «Пятого элемента».
Кстати, о спектаклях-концертах. Это скорее профиль Александринки. 23 октября здесь споет коллектив актрис петербургских театров «Сестра Петра» при поддержке режиссера с отличным музыкальным вкусом Романа Кочержевского. А 23 октября Независимый театральный проект сыграет на Седьмом ярусе «Вишнёвый сад» — проникновенную, с большой душой сделанную саунд-драму.
Но концерты здесь тоже случаются, и еще какие — 30 октября Полина Осетинская сыграет на Новой сцене «Простую музыку» из «прозрачных, воздушных, акварельных» сочинений Канчели, Пярта, Сильвестрова. Хочется, чтобы наша осень была такой же — простой, тихой и прозрачной. И полной музыки!