Коктейль из психоделики, сюра, мистики и сказки поставил в театре Наций худрук БДТ Андрей Могучий. Четырехчасовое действо, основанное на текстах математика Романа Михайлова и сказке Алексея Саморядова, уносит зрителя назад в 90-е. Да, опять 90-е, неиссякаемый источник вдохновения для всех: и писателей и режиссеров, просто кладезь странных и страшных событий и не менее странных и страшных персонажей.
Начинается все невинно и необычайно красиво. Медитативный пролог спектакля: по темной сцене плывет туман, лодка с красавицей-снегурочкой, загадочный казак в папахе и с ружьем на авансцене (Лия Меджидовна Ахеджакова), и гигантская курица, медленно дефилирующая с сознанием собственного достоинства. Вот такая сказка, вроде бы про курочку-рябу, а вроде и про мышь, которая все испортила.
Но на каждую мышь есть добрый молодец, верно? А в этой сказке их сразу два: у главного героя Андрея (Павел и Данила Рассомахины) временами случается раздвоение личности. Но это не главная его проблема. Наверное, самая главная страшилка 90-х – черные риэлторы, а попросту бандиты, отбирающие квартиры у беззащитных людей, и обманом отправляющие хозяев в психушку. Так оказался в больничке и Андрей. Опущу описание больницы, это очень знакомо и от этого еще более страшно. Хотя врач в исполнении Анны Галиновой получилась довольно забавной.
Удивительно, но в этой кошмарной реальности Андрей находит настоящих друзей. Заика Игнат (Павел Комаров) с неконтролируемым аппетитом и Леусь (Глеб Пускепалис), утверждающий, что он священник по праву наследования, становятся главной опорой и поддержкой Андрея. Вместе эта нелепая троица превращается в трех богатырей, способных на отчаянные поступки. Конечно же, они сбегают из больницы, чтобы найти прекрасную Снегурочку (одноклассницу Андрея), которую он любит аж с восьмого класса.
Оксана-Снегурочка (Муся Тотибадзе) – просто образ, проплывающий в воспаленном сознании Андрея. Красивый, холодный, ускользающий. Костюм Снегурочки, как и все пространство спектакля, создан руками и воображением талантливого художника Марии Трегубовой. Это сложно объяснить, но даже несмотря на мерзость больницы, отвратительную наркоманскую палату, жутких милиционеров и не менее жутких убогих, спектакль невероятно красив, просто поразительно красив! В течение действия периодически возникают совершенно гипнотические сцены, на которые, кажется, можно смотреть бесконечно. Школьный класс, с врывающимися в распахнутые окна светом и ветром, уже упомянутая сцена пролога, избитый герой под экраном с трансляцией хроники и обязательными «белыми розами»…и еще много-много других. Стоит упомянуть и необычное построение действий. Первый трехминутный антракт наступает уже через пол часа. Второй антракт наполнен «Ласковым маем», а третий и вовсе не даст шанса уйти из зала, потому что оторваться от историй, которые весь антракт рассказывает Леусь (Глеб Пускепалис) просто невозможно. Как оказалось, 4 часа это совсем не много для сказки, для страшной сказки на ночь про Иванушку-дурачка.
Иванушка-дурачок всегда был главным героем русских сказок, но его малый ум компенсировался добротой и жертвенностью, душой без границ и детской наивностью. Как такие «иванушки» выживали в смутные времена? Любые, не только 90-е? Видимо, прав Леусь, таскающий за собой тумбочку, вместо алтаря – Бог за спиной Иванушки, Бог в нем.