3 декабря в Московском дворце молодежи состоялась премьера мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой!» театральной компании «Бродвей Москва». Тайна постановки раскрыта в самом названии: строчку из песни бит-квартета «Секрет» знает если не каждый, то точно многие. 21 хит легендарной группы – та основа, из которой драматург Сергей Калужанов и режиссер-постановщик Михаил Миронов выстроили полную оптимизма и романтики историю о бесшабашной юности и головокружительной любви в Ленинграде 80-х.
Каких только предположений о сюжете не строил томимый ожиданием зритель. Многие надеялись на автобиографию «фантастической четверки», но создатели мюзикла сделали героями персонажей из песен, наделив каждого собственной историей на фоне реальной истории России недавнего прошлого. Алиса, Кристина, Арина – женские персонажи перекочевали прямиком из секретовских текстов, как и главный герой – Слава по прозвищу Беспечный ездок.
«Мой приятель – беспечный ездок, он однажды решил – нужно жить поперек…» Таков он и есть, жаждущий свободы юноша, которому все нипочем: ни отчисление из института и комсомола, ни туманные перспективы, ни сомнительные способы заработка. Вся его жизнь это музыка, конечно же зарубежная, запрещенная. Двое его друзей не столь свободны: Антон – маменькин сынок и будущий доктор наук, Денис – без пяти минут дипломат. Однажды Ездок влюбляется в девушку из приличной семьи, у которой были совершенно другие планы на будущее…
Художник Максим Обрезков «рисует» на сцене Питер (точнее, Ленинград). Дополненные видеопроекциями Аси Мухиной и светом Ивана Виноградова декорации представляют одновременно и город реальный, и город-мечту. Здесь можно прокатиться на летающем троллейбусе, петь серенады на крыше и танцевать на пожарных лестницах. Хореограф Ирина Кашуба использовала целую россыпь танцевальных стилей: здесь и буги-вуги, и рок-н-ролл, и бродвейский джаз, и классический балет, и национальные танцы «в жарких странах, где рассветы…»
Цитаты из песен напрашиваются сами собой, ведь литературная основа постановки построена именно на них, и не только сюжет, но и диалоги. Зрители, знакомые с творчеством бит-квартета, конечно, получают огромное удовольствие, считывая многочисленные отсылки и бурно реагируя на каждую. Надо сказать, что восторг публики сопровождает мюзикл в течение всего действия, но невозможно с точностью определить восторг ли это ностальгический или просто радость от хорошо сыгранной доброй истории.
Градуса ликованию добавляют «группы поддержки». Рассказывая историю о двадцатилетних, режиссер Михаил Миронов пригласил в команду не только «звезд» мюзиклов, но и молодых артистов московских театров: МХТ имени Чехова, «Сатирикона», Школы драматического искусства, Театра Сатиры, Театра имени Моссовета, Театра Пушкина, у каждого из которых тоже есть свои почитатели. Спектакль играют практически ежедневно, поэтому на каждую роль – два-три состава.
Самым волнующим было, конечно, ожидание музыки. В какой интерпретации мы услышим старые-добрые мелодии? За новое звучание отвечает музыкальный руководитель, аранжировщик, композитор и дирижер Евгений Загот, который обошелся с оригиналом довольно бережно. Конечно, некоторые изменения произошли, но произошли они не просто так. Все же мюзикл – это спектакль, и каждая песня – отдельный номер, которому необходимо уложиться в общую историю. Например, композиция «Сидя на крыше» сменила темп и из мужской серенады превратилась в женскую, а «Привет!» разошелся на многоголосье. Но все эти небольшие ситуационные поправки с лихвой компенсируются великолепным исполнением и нескрываемым удовольствием, с которым актеры выходят на сцену.
«Ничего не бойся, я с тобой!» – мюзикл для всех поколений, ведь во все времена молодой человек одинаково оказывается перед выбором: быть счастливым или успешным, остаться верным себе или пойти на компромисс, жить по шаблону, навязанному старшим поколением и обществом, или самому вершить свою судьбу. И во все времена есть то, что нас объединяет: дружба, любовь, верность и… музыка.