Значит, чудеса случаются? Например, когда в последнем месяце 2022 года в Театре кукол С.В. Образцова появляется новая премьера. И не просто премьера, а мюзикл по известному и любимому с детства сочинению Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе». Режиссёр Алексей Франдетти ставит «Рождественскую историю» как музыкальную притчу с фантастическими перевоплощениями, трюками, танцами и песнями. В премьерном показе в главной роли скупого лондонского ростовщика выступил популярный актёр театра и кино Ефим Шифрин.
Главным достижением спектакля стало оформление художника Виктора Плотникова, известного сценографией к «Snow Show» Славы Полунина, автора множества невероятных декораций и сценических аттракционов. Эффектно появление Скруджа в огромном сером сюртуке, из карманов которого выпрыгивают должники в виде маленьких куколок. Мрачная и тёмная фигура, подобно грозовой туче, увязнувшей в лондонском небе. На этом визуальные спецэффекты не заканчиваются. Каждый рождественский дух, пытающийся достучаться до сердца скряги, отличается самобытной пикантностью, собственным характером и яркими элементами. Дух покойного компаньона Джейкоба Марли, умершего в сочельник семь лет назад, похож на морскую пену, а Дух нынешних Святок больше напоминает яркую рождественскую игрушку на праздничной ёлке. Особенно выразительной становится сцена появления Духа будущих Святок: в чёрном балахоне с бесконечным шлейфом с надгробиями и парящими воронами. Удачный приём с обыгрыванием кровати с балдахином, которая превращается в дополнительную сцену с занавесом и в символический портал для путешествия во времени. Над головами зрителей проносятся призраки, идёт снег из подушек, летает в воздухе Скрудж вместе с Духом нынешних Святок, а на сцене –святящиеся планшетные, огромные ростовые и миниатюрные перчаточные куклы.
Автором инсценировки выступил сам режиссёр Алексей Франдетти. Его версию нельзя назвать удачной, текст явно претерпел не лучшие корректировки и упрощения. Но сглаживает это музыкальное оформление постановки: органичное и атмосферное. Музыка Андрея Рубцова звучит в исполнении актёров, хора и живого оркестра на сцене, что придаёт действию пульсирующей энергии, заражающей зрительный зал своими ритмами. Мелодии разливаются щедрыми переливами в такт витиеватым узорам на ширмах, похожим на морозные кружева оконных стёкол. В гармоничном соединении сценографического и музыкального рисунков рождается добрый сказочный дух!
Ефим Шифрин создаёт не совсем хрестоматийный образ Скруджа. Старый мрачный скряга почти до самого финала остаётся непоколебимым в своих жизненных позициях и кажется, что спасти его душу не удастся. Он не меняется. Духовная трансформация Скруджа протекает не ступенчато (как мы наблюдаем в тексте повести), а довольно резко и неожиданно. Актёр максимально приближает героя к реальному человеческому портрету, лишая характерных для сказочного персонажа наивности, нелепости, карикатурности. Скрудж-Шифрин драматический характер, который держится немного особняком от общей притчевой стилистики.
«Если бы Рождество с его древними и гостеприимными обычаями, социальными и благотворительными обрядами когда-либо подверглось опасности упадка, эта книга дала бы ему новую жизнь», – отзывался поэт Томас Гуд, вдохновлённый сочинением британского писателя. Версия Алексея Франдетти, подарившая новую жизнь повести, превратила её в семейную сказку, которую полезно будет посмотреть всем от мала до велика. Мелодраматическая мягкость повествования понравится строгим театралам, а яркие куклы и визуальные спецэффекты точно не оставят равнодушными маленьких зрителей. И, конечно же, спектакль «Рождественская история» дарит прекрасную возможность проникнуться самым добрым, человечным, светлым сюжетом, который с каждым новым Рождеством звучит всё громче и острее.
Ко всем в зале обращены слова Скруджа: «Милосердие, сострадание, щедрость – вот на что должен был я направить свою деятельность…» Голос сказки проникает в сердцевину души и делает нас немного лучше. Стоит только поверить в сказку, не так ли? А в этом нам всегда поможет самый волшебный Театр кукол С.В. Образцова, где чудеса реальны, а сказки претворяются в жизнь!