5 февраля на сцене Театра имени Гоголя состоялся показ музыкально-драматического спектакля «Живые и мёртвые. Солдатами не рождаются». Московская премьера, посвящённая 80-летию победы в Сталинградской битве, прошла в рамках IV Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета. Режиссёром постановки по трёхчастному роману Константина Симонова «Живые и мёртвые» («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето») выступила Полина Агуреева, актриса Мастерской Петра Фоменко, у которой уже есть режиссёрский опыт в родном театре.
Ещё до премьеры постановка вызывала много вопросов. Вопросов по существу, а не по «повестке». Вопросы возникают всегда, когда материал посвящён Великой Отечественной войне. Например, каким языком можно рассказывать про ту войну сейчас, когда все слова, кажется, засыпаны горами пепла, а фильмы-концерты-спектакли выглядят ярко отретушированными архивными карточками? Или с какого ракурса смотреть на творчество писателей, лично прошедших войну, менять ли оптику на современную? И чем сбивать пафос, неизбежно повисающий над сценой в контексте подвига и героизма и мешающий пробиться к нутру зрителя? Были и более конкретные вопросы – в каком объёме симоновский текст войдёт в постановку; наденут ли артисты военную форму; где разместится оркестр и какую музыку будет исполнять; покажут ли документальные кадры Сталинградской битвы?
На вопросы команда спектакля отвечает просто и честно. В ушанки, гимнастёрки и галифе одеты все участники спектакля, включая «Солистов Москвы», и даже «генерал» Башмет выходит в шинели. На креслах-ступенях импровизированного военного штаба в полуразрушенном здании разместился оркестр, создающий ощущение людности и постоянного живого присутствия. Инсценировку по трилогии написала сама Полина, сосредоточив внимание на второй части («Солдатами не рождаются»), рассказывающей о последних днях обороны Сталинграда. Документальную кинохронику тех событий показывают в финале, и проекция становится самостоятельным эпизодом, а не фоном сценического действия.
Таким же самостоятельным «героем» становится музыка Валерия Воронова. С первых нот в ней будто слышится тон и мелодика ранних послевоенных композиций, написанных современниками и участниками событий тех лет. По настроению и интонации это размышление о человечности, лишённое бравурности маршей и торжественности гимнов. Авторское сочинение в исполнении камерного оркестра под управлением маэстро Башмета не просто фоновый саундтрек: музыка созвучна и близка материалу по духу, в ней чувствуется характер, эмоция и глубина.
Сердце спектакля – солдат, человек в нечеловеческих условиях «на самом острие громадного клина» – на пике войны и в высшей точке, соединяющей жизнь со смертью. У Полины Агуреевой солдат не гранитная глыба с грозным мужественным лицом и венками в изножье, а обычный человек из плоти и крови, главный герой жизненных перипетий, принимающий судьбу как должное. Люди на сцене любят, спорят, сердятся, строят планы, радуются, хитрят, шутят, скорбят, принимают решения, сомневаются, – словом, делают всё то, что делают люди в мирное время. Но именно время отличает их от сидящих в зале: их время несётся с бешеной скоростью, ибо «война есть ускоренная жизнь, и больше ничего».
Визуализируя мысль Симонова, режиссёр «ускоряет» действие на сцене. Между эпизодами практически нет пауз, персонажи входят и выходят из дверей, сменяя друг друга, диалоги не смолкают, герои редко стоят на месте, перемещаясь вверх-вниз по лестнице. Создаётся эффект репортажа, словно невидимый военкор (Симонов, как мы помним, с первого дня войны работал военным корреспондентом) ведёт летопись событий, останавливаясь на некоторых эпизодах более подробно.
В хронику ускоренной жизни попали сцены любви, которая забыла, как быть нежной; разговоры и монологи мужчин, порой мыслящих и ведущих себя совершенно по-детски; растерянность генералов, когда «неясно и непонятно, а всё равно спросить не у кого»; жаркое желание оставаться человеком даже в боевых условиях, когда человечности от тебя никто не ждёт. И само собой разумеющееся чувство Родины – «жить в каждом из наших, а не только в самом себе».
Прекрасной иллюстрацией единства стал актёрский ансамбль, составленный из артистов разных театров и поколений, и дело не только в том, что материал хорошо выучен и отрепетирован. Совершенно очевидно, что совместная работа собрала единомышленников, чувствующих свою причастность к сталинградской победе, добытой большой кровью, к Великой войне, к русской истории – старой и новой. Для каждого артиста участие в проекте стало личным – искренним и честным – высказыванием о чувстве Родины.
Достоверность материала, близкая к документальной, в сочетании с простой сценографией и честной актёрской игрой снимают все вопросы и опасения, возникшие перед премьерой. Команда спектакля во главе с Полиной Агуреевой реанимирует искренность и простоту – мотивы, незаслуженно забытые в сегодняшнем театре. Для постановки о войне такое решение кажется самым верным. Искренность, простота и человечность настраивают оптику и формируют язык, понятный зрителям разных поколений, а живая музыка помогает говорить о героизме без шаблонной патетики и воскрешать память. Чтобы мёртвые были живыми.
Музыкально-драматический спектакль «Живые и мёртвые. Солдатами не рождаются»
Совместный проект Международного фестиваля искусств и Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова
Режиссёр-постановщик: Полина Агуреева
Сценография: Мария Митрофанова
Композитор: Валерий Воронов
Художник по костюмам: Павел Алёхин
Художник по свету: Иван Виноградов
Видеомэппинг: Илья Старилов
В ролях: Илья Шакунов, Максим Литовченко, Алексей Вертков, Николай Чиндяйкин, Юрий Беляев, Иван Добронравов, Фёдор Малышев, Варя Насонова, Владимир Кочетков, Александр Ведменский, Тамара Разорёнова, Антон Ромм, Сергей Хачатуров, Евгений Дубовской, Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет