Забавно, как по-разному воспринимается в разные периоды жизни история о бароне Мюнхгаузене, написанная Григорием Гориным. В юности он кажется безусловным героем, идущим против обыденности и серости, рыцарем правды и справедливости. С годами понимаешь, что не так все просто, а геройство, принципиальность и конфронтация – привилегия одиночек. Как бы то ни было, образ великолепного Олега Янковского прочно «засел» в наших головах, а легендарный фильм Марка Захарова не только стал безусловным шедевром, любимым многими поколениями, но и до крайности усложнил задачу любому творческому коллективу, решившему обратиться к этой истории.
Команда театра «И-ОН» во главе с режиссером Антоном Митнёвым трудностей не испугалась, поставила спектакль «Мюнхгаузен. Первая серия» и представила его публике на сцене культурного центра ТЭЦ.
В камерном пространстве, без декораций и с минимумом реквизита, «Мюнхгаузен. Первая серия» – исключительно актерская история, живая и эмоциональная, сыгранная без претенциозности, с юмором и любовью. В ней нет главенствующих персонажей, каждый, так или иначе, находится в центре внимания, постепенно распутывая и свой собственный, и общий «узелок» сюжета.
Здесь нет откровенно отрицательных и абсолютно положительных героев. И Бургомистр (Евгений Жигаленков), и Пастор (Иван Сватковский), и Рамкопф (Антон Митнёв), и Томас (Станислав Сергеев), и Судья (Андрей Комаровский), и Феофил (Максим Моисеев), и сам господин Барон – просто люди, зацикленные каждый на своей идее, и эта легкая сумасшедшинка делает их близкими и понятными. Что-то есть в происходящем от кэрролловского Безумного чаепития, какой-то легкий флер нереальности, в который хочется нырнуть не думая, как Алиса в нору.
Кажется, Марта так и сделала: провалилась в мир Мюнхгаузена, прошла все испытания, но так и не получила свое «долго и счастливо». Актриса Анастасия Сметанина играет влюбленную женщину любой эпохи – отчаявшуюся, но не сдающуюся. Неизвестно откуда черпая силы, терпение и решимость, она упорно идет к цели и может победить кого угодно на этом пути, кроме единственного человека – своего любимого.
Вопросом о том, почему Барон не мог уступить задаются все женщины, а мужчины не задаются вовсе. Не задается и Марта, она точно знает почему, и от этого еще больнее. Вряд ли Мюнхгаузен хотел разбить сердце своей возлюбленной, актер Валерий Булатов уж точно не хочет. Он разбивается сам, глубоко внутри своей бунтующей души. Он похож на ребенка, которому старик продал волшебные бобы, но стебель на небо из них так и не вырос. Барон, собственно и есть большой ребенок, эгоист и максималист, и от этого еще более трогательный и трагичный.
В целом, некий дуализм присущ всем участникам этой истории. Актеры, как двойные зеркала, отражают не только внешние проявления характеров своих персонажей, но и «невидимые миру слезы». Удивительным открытием стала Якобина, которую актриса Анастасия Немец сделала не злобной «собакой на сене», а такой же жертвой обстоятельств, как и сам Барон. И любви в ней оказалось гораздо больше, чем можно было предположить.
Благодаря этой любви (не только персонажей, но и актеров к своему детищу) спектакль погружает в мягкое и светлое ощущение доброй сказки. И пусть конец у нее не слишком счастливый, она не оставляет тягостного ощущения, напротив – дарит надежду, пусть и с оттенком легкой грустинки. Совсем скоро театр «И-ОН» представит вторую часть истории о Мюнхгаузене. Чем еще удивит нас господин Барон? Увидим…