Сегодня на сцене московского «Градский Холл» состоится одна из самых пикантных ноябрьских театральных премьер – премьера пластического спектакля «Русская муза Сальвадора Дали». Нам повезло слегка приподнять завесу тайны с этого события, встретившись с его главными героями в разгар репетиций – между репетиционным залом и гримеркой, в атмосфере ожидания, надежд, предположений… Поговорить с ними «с чистого листа» – тогда, когда спектакль ещё не начал официально свою историю на планете людей, не вышел в свет, не ушёл из грёзового мира чистого творчества, не оброс мнениями и суждениями, а принадлежал только им – создателям.
Вера Чистякова: Как произошла встреча с хореографом? Кто кого нашёл?
Анна Нахапетова: Тебе не первой буду рассказывать эту историю. Продюсер Ксения Данцигер увидела меня в спектакле «Отцы и дети» режиссёра Гульнары Галавинской, у меня есть в этом спектакле, пусть и небольшие, танцевальные кусочки, она поняла, что я та актриса , на которую можно ставить пластический спектакль, рассказала о проекте – я откликнулась. В работе как раз в этот момент был период паузы, а я ж сумасшедшая (смеётся) – без дела сидеть не могу, надо, чтобы голова всегда была занята. Так я пошла знакомиться с хореографом Аней Верде, прошла кастинг (импровизация под музыку), вскоре мы уже воссоединились с партнёром – Айдаром Шарафетдином, исполняющим роль Дали. И понеслось…
Вообще, всё это абсолютно не практичная, не бытовая история – наша встреча с продюсером Ксенией, с Аней: они меня так увлекли! По-настоящему увлекли с первой минуты! Важно, когда у людей горящие глаза! Когда они болеют творчеством, какой-то историей, которую хотят открыть людям. Они смогли сразу сделать меня своей единомышленницей, мы настроились на одну волну, и мне безумно интересно, иногда страшно, но это приятные, так сказать «родовые эмоции и муки». Что из этого получится? Не знаю. Но всё же, отчётливо ощущаю, что в этом спектакле я на своём месте.
Я человек профессиональный, отношусь к себе строго, выше крыше не прыгаю и изображать из себя балерину не собираюсь. Если бы это была чисто балетная история, я бы отказалась (потому как балетным классом я уже три года как не занимаюсь, многие технические вещи делать перестала, на какие-то безумные трюки неспособна), но это именно пластический спектакль, то есть в основе моей роли драматически выразительная пластика – именно это для меня сейчас актуально, именно в этом я могу максимально раскрыться. Окружение у меня прекрасное.
Очень трудолюбивые девочки в кордебалете – для них, кстати, Аня ставит очень сложную хореографию, пальцевую даже, они участвуют в каждой сцене – молодцы! И замечательный партнёр – профессиональный драматический актёр, закончивший Щепкинское училище, и для меня это тоже комфортно (опять-таки, с балетным я бы в пару не встала уже) . Но у Айдара хорошая пластическая подготовка: неполный курс обучения в Казанском хореографическом училище (4 класса) и затем концертная жизнь танцора-бальника.
Вера Чистякова: Как раз отдельный вопрос про партнёра. В вашей истории это особенно важно, и, в общем-то, это всегда очень тонкий вопрос и важный критерий успеха-неуспеха, привлекательности и атмосферности любого творческого мероприятия. Как складываются взаимоотношения? Кто кого ведёт? Чем он тебя берёт: проникновенными глазами, ловкими руками, человеческой чуткостью, темпераментом?
Анна Нахапетова: За нас «думает» предложенная пластика, событийный ряд спектакля, в котором мы существуем. Мы стараемся жить в той задаче, которую ставит перед нами хореограф, и конфликтов в нашем трио не случается, всё происходит очень естественно, и отношения с партнёром самые замечательные, какие только могут быть! Впереди ещё спектакль… это совсем другая атмосфера, другое внутреннее состояние, более глубокая степень погружённости в персонажей… нас ждёт ещё много прекрасных открытий!
Вера Чистякова: Как ты относилась к личности Дали до тех пор пока вас не свела судьба?
Аня Нахапетова: Между прочим, это уже не первая наша творческая встреча. Десять лет лет назад я, как актриса, принимала участие в съемках фильма о Дали (тоже роль Галы, режиссёр Леван Учанейшвили). И вот он снова в моей жизни. Значит, нас тянет друг к другу.
Вера Чистякова: И наконец, главное: твоё личное видение образа Галы.
Анна Нахапетова: Это бесспорно сильная женщина, которая обладала удивительным талантом вдохновлять и при этом была с железной хваткой и прагматичным умом. Ей удавалось обращать на себя внимание всех, кто оказывался в ее поле зрения. «Победоносная богиня» так называл ее сам Дали, такой она и была.
Аню Нахапетову зовут в зал для сольной репетиции с хореографом. Её место в кресле напротив занимает Айдар Шарафетдин – Дали.
Вера Чистякова: Айдар, добрый день! Только что мы говорили с вашей партнёршей по спектаклю, с вашей Галой. Мне хочется, чтобы вы ответили на те же вопросы, что только что я задавала ей. Ваше отношение к личности Дали и к их союзу с Галой?
Айдар Шарафетдин: Гений, абсолютный гений! А Гала – светлый луч, стимул его творческих озарений. Он, в первую очередь, находил в ней некую твёрдую духовную основу, она давала ему ощущение защищённости, то, что он не один, бередила самые лучшие, самые красивые струны его души, разжигала его фантазию и не давала ему заходить далеко «по ту сторону славы» – с ее бесконечными богемными гулянками и развратом. Хотя их отношения, конечно же, не напоминали тихие семейные посиделки у камелька, в них было много игры, фантазии и откровенной чувственности.
Вера Чистякова: Как складываются ваши партнёрские отношения с Аней во время репетиций?
Айдар Шарафетдин: Мне с ней сразу стало очень легко! Знаете почему? Потому что, по-видимому, нашими замечательными педагогами мы воспитаны в одних понятиях. Мне всегда говорили, что нужно прислушиваться к партнёру – думать о том, как ему удобно. И Ане, наверное, тоже. Так у нас и случилась абсолютная гармония. Я сразу почувствовал в ней друга, после первой же репетиции захотелось протянуть руку и сказать: Дай пять!
Вера Чистякова: Как вы чувствуете себя в роли Дали?
Айдар Шарафетдин: Ох! Меня это очень увлекает!
Вера Чистякова: Вы совсем на него не похожи, но странное дело… если вам посмотреть в глаза, находишь в них что-то родственное с этим персонажем – безумно-нескучное.
Айдар Шарафетдин: Ха-ха! Ну, точно. В этом мы с ним родственники. А то, что нет конкретного сходства, в этом и есть для меня-актёра главная дразнилка и приманка: попробуй-ка, сделай! То-то и хорошо! Люблю непростые задачи!