Танцы под Билли Айлиш, езда на самокатах, почти современное отделение «Почты России»… Московский Новый драматический театр (МНДТ) нетривиально отмечает 200-летие со дня рождения русского драматурга Александра Островского, поставив одну из его малоизвестных пьес, написанную в 1877 году в соавторстве с Николаем Соловьёвым, – «Счастливый день».
Режиссёр Вячеслав Долгачёв в своём спектакле подтвердил тезис российского государственного деятеля Петра Столыпина «В России за десять лет меняется всё, а за двести лет не меняется ничего», перенеся действие в наши дни, снабдив быт героев атрибутами нашего времени. Получилось реалистично, жизненно, понятно обывателю. И у театралов появился безусловный повод отправиться на северо-восток Москвы на эту необычную премьеру.
При пересказе сюжета пьесы «Счастливый день» невольно вспоминаются первые строчки из «Ревизора» Николая Гоголя: «Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Однако «Счастливый день» начинается уже в момент, когда главным героям – начальнику почты Ивану Захарычу Сандыреву (Дмитрий Светус) провинциального города и его семье – известно о скором приезде ревизора, и зритель застаёт их в хлопотах, попытках уладить расстроенные дела, скрыть бардак в финансах, кумовство при трудоустройстве, нарушения трудовой дисциплины.
Впрочем, в отделении почты Сандырева всё так запущено, что его супруге Ольге Николаевне (Наталья Рассиева) приходится прикладывать неимоверные усилия и проявлять изворотливость, добиваясь расположения горожан и градоначальника. А самому Ивану Захарычу уже как будто всё равно, он инфантилен и внутренне примирился с тем обстоятельством, что его непременно отправят в отставку, он увлечён чтением газет и политическими переменами в далёкой Европе. «Да что нам до Европы!», – пытается привести его в чувства Ольга Николаевна, но всё тщетно.
Ей, сильной женщине, явно не в первый раз вытаскивающей на себе жизненные трудности, приходится просить о помощи одну из своих дочерей – Настю (Наталья Гришагина), у которой достаточно ума и обаяния в сочетании с простотой и недостатком образования, чтобы очаровать грозного генерала Шургина (Роман Бреев / Николай Разуменко) и, как оказывается, его серьёзного, желающего выслужиться помощника Иванова (Максим Горшков). Настя не только спасает семью от разорения, но и устраивает свою личную жизнь.
Перемены в судьбе Насти, её активность и открытость, заставляют нервничать вторую дочь Сандыревых – Липочку (Лидия Харламова), на которой мать уже поставила крест из-за её инертности и пассивности. Потенциальный жених Липочки врач Нивин (Евгений Рубин / Борис Шильманский) увлечён наукой и одновременно разочарован и в ней, и в жизни вообще. Вовремя подобранные и в нужный момент сказанные Нивину Ольгой Николаевной слова побуждают его обрести с Липой тихий семейный очаг. По случайному обстоятельству два предложения руки и сердца делают в один день – день отъезда ревизора.
Художник Маргарита Демьянова создала на сцене атмосферу провинциального городка, где вся жизнь сосредоточена на возне в своих мелких делах, узости взглядов и отсутствии перемен. Зрителей встречает занавес из фотографий улиц с покосившимися домиками малоэтажной застройки, где смешаны архитектурные стили, вывески не менялись около века, а слово ремонт несовместимо с дорогами и тротуарами.
Глядя на занавес, вспоминается крылатая фраза «пьют и воруют», а её живым воплощением становится вечно пьяный почтальон Михаленко (Артём Глухов / Алексей Спирин) – герой комичный и трагичный одновременно, символ застывшего времени и бесцельной рутинной жизни, которая вертится вокруг почтового отделения с нескончаемым ремонтом (деньги на него давно украли), стопок корреспонденции, которая не всегда доходит до адресатов, тумаков от начальства и поисков алкоголя.
О возможном обновлении на сцене говорит лишь современная мебель в плёнке, которую никак не снимут, потому что никак не закончат ремонт, и модная униформа почтовых работников, которую надевают лишь по случаю приезда генерала, а в обычный день пойдёт ходить и в старом халате. И хоть проникли в эту среду самокаты, песни Билли Айлиш, портативная музыкальная колонка, возможность для доктора заниматься наукой, менталитет остался прежним – здесь связи решают всё: хорошие, и даже семейные отношения с начальством, – залог стабильности, успеха и вседозволенности.