Василий Иванович Аксенов не принадлежит к числу популярных писателей. Поисковые системы забрасывают любопытствующих информацией о его тезке, авторе «Острова Крым» и «Московской саги», оставляя немногочисленные материалы о певце Красноярского края на потом. Период расцвета деревенской прозы, к которой тяготеет Аксенов, давно закончился. А роман «Десять посещений моей возлюбленной», пожалуй, не самое известное произведение писателя. Тем интереснее решение Театра Наций включить в свой репертуар одноименный спектакль в постановке Мурата Абулкатинова.
Олег (Владислав Медведев) заканчивает школу. На деревенской дискотеке он встречает Таню (Глафира Лебедева). Несколько месяцев он будет ездить к ней в соседнее село, но потом пути молодых людей разойдутся. Таня отправится учиться, Олег – служить. И первая любовь угаснет в разлуке.
Историю Олега и Тани не назовешь ни захватывающей, ни неповторимой, но это вовсе не означает, что ее нельзя рассказать динамично и оригинально. В 2014 году «Десять посещений моей возлюбленной» поставили в Театре имени Маяковского. В спектакле «В.О.Л.К.» (Вот она любовь какая) акцент сделали на молодых актерах, вчерашних студентах ГИТИСа. Точнее, на свежести восприятия, непосредственности и глубине чувств, которые роднят их с юными героями романа. А вот Марат Абулкатинов сосредоточился на поэзии места, на особой атмосфере Ялани – родной деревни Аксенова, где происходит действие «Десяти посещений». В описании постановки на сайте Театра Наций сказано, что ее создатели проделали большую подготовительную работу: съездили в Ялань и постарались отразить в сценографии очарование местной природы. Камертоном для них стала строчка из романа: «Небо в реке – как в зеркале, без изъяна».
Чтобы уберечь публику от завышенных ожиданий, позволю себе спойлер: на сцене вы увидите только несколько поваленных деревьев и полупрозрачный настил, символизирующий реку. Ни ярких визуальных образов, ни примет деревенского быта в спектакле нет. Сплошной суровый минимализм. По пустой сцене пару раз проедет мотоцикл, а в ее глубине появится виниловый проигрыватель. Что касается костюмов, то они напоминают о моде конца 60-х – начала 70-х, но не ассоциируются с сельской глубинкой.
В спектакле вообще немало признаков эпохи: герои смотрят фильм «Анжелика и король», обсуждают «Фантомаса» и «Кавказскую пленницу», слушают Сальваторе Адамо, The Rolling Stones и ансамбль «Поющие гитары», пугают друг друга американскими шпионами. Но эти приметы времени не помогают перенестись в далекую Ялань, которая для Аксенова и его персонажей стала центром мироздания.
В итоге прибежищем местного колорита, без которого «Десять посещений» теряют выразительность и глубину, становятся слова. Актеры старательно декламируют длинные отрывки из романа, но это не добавляет постановке проникновенности. Возможно, проблема в том, что в трехчасовом спектакле слишком мало событий и слишком много лирических отступлений – внимание постепенно рассеивается, и сконцентрироваться на потоке слов становится непросто. А может, дело в том, что молодые актеры сами не чувствуют скрытых в этих словах нежности и тоски. То, чем Аксенов живет и дышит, они просто произносят. В худшем случае даже выкрикивают.
Единственный глоток свежего воздуха в премьере Театра Наций – Сергей Шнырев и Алена Хованская, которые играют родителей Олега. В исполнении этого актерского дуэта абсолютно гармоничными кажутся и грубоватый деревенский говор, и размышления о Боге и душе, и пронизанные грустью воспоминания. К тому же в ворчании и перебранках немолодой семейной пары просвечивает та самая любовь, о которой написан роман Аксенова. Не увлечение или страсть, а продолжение самой жизни, естественная и прекрасная, как течение воды или шум ветра.
Сергею Шныреву и Алене Хованской, без сомнения, удается передать очарование затерянной в тайге деревушки. Но волшебство не длится долго, ведь двух талантливых актеров, увы, недостаточно для успеха постановки. Ближе к полуночи (спектакль начинается в восемь, поэтому заканчивается позже обычного) отгонять мысли о том, как бы поскорее добраться до дома и успеть отдохнуть перед очередным рабочим днем, становится все сложнее. И завершение яланской истории вызывает если не вздох облегчения, то точно не сожаление.
Этот незапланированный и нежелательный эффект подтверждает грустную истину, которую должен был опровергнуть спектакль: родители Олега, да и сама Ялань, где закрывается школа и рушится мост через реку, – уходящая натура. Как и первая любовь, не выдержавшая испытания временем.
Автор – Татьяна Ратькина