Чёрно-белые тона, барная стойка, стеклянная перегородка и огромная люстра-паук над сценой – в таком интерьере разворачивается действие бессмертной «Травиаты» Джузеппе Верди в Новой Опере. Премьера 1999 года продолжает собирать полные залы. Очередной показ состоялся в рамках Верди-марафона.
Режиссёр Алла Сигалова, сценограф Эрнст Гейдебрехт и художник по костюмам Мария Данилова поместили широко известный сюжет «Травиаты», либретто которой написано по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», в некое безвременье. Здесь нет привязки к XIX веку и Парижу, рассказанная на сцене история может произойти когда угодно и где угодно. Интерьер то ли ночного клуба, то ли кабаре, не выходящие из моды маленькое чёрное платье и классические костюмы, вечно актуальная драма о неравной любви и сопутствующих ей проблемах вписывается во все времена и эпохи.
В этой постановке Виолетта – не куртизанка (это старомодно), а содержанка (это понятней современному зрителю). Альфред Жермон смутно напоминает романтика, скорее, связь с Виолеттой – его осознанный выбор, хоть он и доставляет изрядные хлопоты всем вокруг. А неизлечимая болезнь Виолетты – не локальная проблема влюблённых, а перманентный диагноз всего общества, и нынешнего, и какого угодно.
Этот спектакль сегодня, наверняка, понятней публике, чем 25 лет назад, во время премьеры, когда театральный зритель ещё не был избалован смелыми трактовками классических произведений. Он как вино – с годами стал только лучше. И вряд ли сегодня шокируют кого-то выставленные на сцену фортепиано, контрабас и ударные (музыкальная редакция Евгения Колобова). Они, наоборот, облегчают восприятие оперы Верди, делают историю более бытовой и приземлённой.
Показ в рамках Верди-марафона был отмечен дебютами солистов: Гузель Шарипова исполняла партию Виолетты, а Артём Гарнов – Жоржа Жермонта. Им обоим удалось безупречно вписаться в чёткий рисунок спектакля, где каждый артист, каждый музыкант оркестра (дирижёр – Антон Торбеев) – звенья одной сюжетной цепи, повествующей о смерти и бессмертии, любви и разлуке.
В музыке, выражающей и безмятежное счастье, и тяжёлые переживания, и радость встреч, и горечь потерь органично существуют грешная и страдающая Виолетта (Гузель Шарипова), запутавшийся в жизни Альфред (Нурлан Бекмухамбетов), тщетно старающийся разорвать порочную связь этой пары Жорж (Артём Гарнов). Попытка общества разделить всё на чёрное и белое провалена, судьбы героев не вписались в шаблон, и их настигла катастрофа.