С 20 по 25 сентября 2024 года в Театре кукол имени Образцова прошёл Международный фестиваль кукольников «Истоки». Зрители увидели спектакли десяти театров из пяти стран. Республику Беларусь на фестивале представил Брестский государственный театр кукол со спектаклем о покровительнице Белорусской земли – святой игуменье Евфросинии Полоцкой.
Спектакль удивительный, как необычна и сама идея воплотить на сцене житие Святой. Несомненно, одна из функций этой постановки – просветительская, а потому начало действия предваряется кратким описанием жизни героини. Далее история разыгрывается актёрами и куклами аккуратно, бережно, в пастельных тонах и в туманной атмосфере фимиама и святого таинства.
Правдивая история реальной девочки, жившей в Полоцком княжестве в 12 веке. Будучи 12 лет отроду, юная княжна Предслава сознательно отказалась от династического брака и ушла в монастырь. Там со страниц Священного писания ей явились буквы – Святыя лiтары и Ефросиния занялась переписыванием и, возможно, переводом церковных книг. Впоследствии игуменья основывала храмы и монастыри, вела просветительскую и миротворческую деятельность. Умерла в святом городе Иерусалиме во время паломничества.
Кукла, изображающая очаровательную девочку Предславу, а затем игуменью Ефросинию, единственная объёмная и рельефная в спектакле. На протяжении действия она не старится, а вехи её жизни меняются вместе с облачениями. Взрослеют только актрисы, представляющие героиню в разные годы.
Остальные куклы сделаны в виде плоских иконописных фигур. Они раскачиваются на огромном полумесяце, символизирующем, вероятно, колыбель Христа. Там, в этой колыбели, готовой принять и обогреть каждого, проходит жизнь человеческая. Чудесная музыка с белорусским этническим наигрышем придаёт спектаклю особую чистоту древнего сказания.
Рассказ, казалось бы, простой и краткий, без выразительного активного действия, околдовывает с каждой сценой всё больше. Он весь исполнен высокой духовности, как и лица исполнителей, начиная с юноши в чёрном костюме, повествующим о житии Ефросинии в начале спектакля и заканчивая прекрасными актрисами, с трепетом и тонкостью чувств рассказывающими о судьбе Святой.
Тихий, журчащий, как прозрачный ручеек в лесу спектакль о чудесах, вере и ценностях народа Беларуси совершенно покорил московскую публику душевным покоем, неспешностью действия, ворожбой и плавностью исполнения.