«Драматическая песня Бориса Равенских». Цикл «Пять вечеров» в Театре Пушкина

В цикле «Пяти вечеров» на сцене Филиала Театра Пушкина состоялся Вечер второй: «Драматическая песня Бориса Равенских», где режиссёром выступила Надежда Аракчеева. В постановке приняли участие молодые и опытные артисты: Мария Андреева-Яворская, Александр Анисимов, Алексей Воропанов, Антон Гращенков, Николай Кисличенко, Екатерина Клочкова, Сергей Кудряшов, Иван Лёшин, Наталья Рева-Рядинская, Вероника Сафонова, Антон Феоктистов.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Геворг Арутюнян

Борис Равенских служил главным режиссёром Театра Пушкина десять лет, в 1960-1970 годах. Его работы отличала музыкальность, эффектные сценографические приёмы, динамичность, нетривиальный выбор пьес. Борис Иванович признавался: «…Музыка в каждом спектакле имеет для меня очень большое значение. Если спросят, кому бы я доверил рассказать о себе, я скажу — музыке. Когда звучит увертюра Свиридова к „Царю Фёдору“, я знаю, что в ней есть всё, что я хотел сказать своим спектаклем. Музыка — самое демократическое из искусств. Это то, что входит в каждого из нас, делает понятным, доступным одного человека другому, это гармония или дисгармония связей, составляющих структуру человеческого общества. Музыка — это не только собственно музыка, то есть звуки мелодии, то, что ухом воспринимается. Чеховская „Чайка“ — музыка. Я мечтаю сделать спектакль без единого музыкального аккорда, который тем не менее был бы музыкален…»

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Геворг Арутюнян

В Театре Пушкина Равенских поставил как классические, так и современные пьесы: «День рождения Терезы» Г. Мдивани, «Свиные хвостики» Я. Дитла, «Петровка, 38» по Ю. Семёнова, «Романьола» Л. Скуарцины, «Повесть о спасённой любви» по И. Голосовскому, «Поднятая целина» по М. Шолохову, «Дни нашей жизни» Л. Андреева, «Шоколадный солдатик» Б. Шоу, «Метель» Л. Леонова, «Воскресенье в Риме» Г. Крамера, «Дуэль» М. Байджиева, «Драматическая песня» Б. Равенских и М. Анчарова по роману Н. Островского «Как закалялась сталь». Разрабатывая детально психологические портреты героев и воссоздавая реалистичную картинку, режиссёр тем не менее требовал особого актёрского существования, которое бы расширяло традиционное понимание «переживания». Возможно, в этом видится дань театру его учителя Всеволода Мейерхольда.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Геворг Арутюнян

В характере вечера «Драматическая песня Бориса Равенских» соединились вокальные номера, хореографические зарисовки (хореография Татьяны Борисовой), сцены из пьес, когда-то прославившие Бориса Равенских, юмор, лёгкость, непринуждённый диалог со зрительным залом. Художник-постановщик Анастасия Александрова разместила в центре сцены экран, сбоку несколько вертикальных плоскостей, на которых тоже транслировались кадры хроники.

В финале вечера не ставится точка. История заканчивается 1970-м годом, когда Борис Иванович занял пост главного режиссёра Малого театра. Провожая Равенских, герои символично перелистывают страницу его биографии, не закрывая книгу. От этого остаётся ощущение светлой грусти, ностальгии, радости и гордости. Гордости за то, что в Театре Пушкина умеют почтить память людей, без которых невозможна история этого театра, а значит немыслимо и его будущее.

URL List