Тирания в родном доме, тотальное непонимание окружающих, отсутствие свободы… Может ли это стать причиной помешательства или перевоплощения в чудовище? Театр на Таганке на Новой сцене выпустил камерный мюзикл «Превращение» в постановке Андрея Гончарова по мотивам одноимённой повести Франца Кафки. Спектакль посвящён жизни главного героя Грегора до того трагичного превращения в насекомое, которому посвящено литературное произведение.

История о том, как однажды утром молодой человек обнаружил, что стал ужасным членистоногим, в интерпретации Андрея Гончарова обросла бытовыми подробностями жизни семьи Грегора и царящей в ней атмосферы. Завязку повествования лаконично можно пересказать словами песни Михаила Боярского, звучащей в спектакле: «Спасибо за день, спасибо за ночь, спасибо за сына и за дочь».
Внешне идеальная семья – отец Герман (Роман Колотухин / Анатолий Григорьев), мать Анна (Надежда Флёрова), сын Грегор (Максим Трофимчук) и дочь Грета (Александра Хованская) – на самом деле несчастна. В ней всё решает властный отец, а домочадцы не только подчиняются ему, но ещё и подыгрывают в нелепых ежедневных ритуалах. Например, угадывая, какие же нотки звучат в заваренном им чае.

Но дети взрослеют. И сын, мало того, что начинает зарабатывать и способен купить для семьи квартиру, так ещё и противиться подыгрываниям отцу. Гнев родителя копится и достигает апогея, когда Грегор знакомит родных со своей подругой (Ксения Галибина), эпатажной и смелой. Герман осознаёт силу Грегора и его успеха.
Зависть и бессилие толкают отца в сторону противостояния с сыном, которому он указывает на его место. Это проявляется в спектакле буквально: с потолка спускается огромный палец, который вжимает Грегора в пол. Но тот выбирает другой путь: превратившись в огромного жука, он доставляет отцу ещё большее неудобство.
Основной декорацией действию (художник – Константин Соловьёв) является белый куб – новая квартира, которую купил для семьи Грегор. Чистая и безупречная, она становится противоположностью её, одетым в цветное и тёмное, жильцам, играющим в свои грязные игры, носящим нелепые, под стать своим характерам, причёски.

Внутреннее уродство героев также олицетворяют гротескные костюмы. Например, в отдельных эпизодах зритель видит изъеденное старостью тело Германа (костюм создан из объёмного материала), или мешковатые невзрачные платья матери и сестры Грегора, указывающие на их незавидное положение.
Драмы этой неидеальной семьи подчёркивает игра света (художник по свету – Игорь Фомин), который меняет цвета, как только обстановка обостряется. Сопровождает действие камерный оркестр под музыку композиторов Алексея Кириллова и Александры Микаелян. Диалоги чередуются с вокальными партиями, а история близится к развязке, неожиданной и неоднозначной.