Кинофестиваль «Из Венеции в Москву» открылся фильмом Марио Мартоне «Король смеха»

В киноцентре «Октябрь» открылся XIII ежегодный кинофестиваль «Из Венеции в Москву». В программу 2022 года кураторы включили 10 итальянских картин 78-го Венецианского международного кинофестиваля, который состоялся осенью прошлого года. Московские кинолюбители и италоманы увидят итальянские хиты на языке оригинала с русскими субтитрами – драмы, комедии, байопики, документальные истории, а также ленты, созданные на стыке жанров.

Фильм открытия «Король смеха» (Qui rido io) снял режиссёр Марио Мартоне, признанный мэтр итальянского кино и выдающийся театральный деятель. Картина посвящена Эдуардо Скарпетте (1853–1925) – легенде итальянского комического театра, популярному актёру и неординарному драматургу-революционеру из Неаполя. Главную роль блестяще сыграл Тони Сервилло, знакомый российским кинофанам по фильмам «Рука бога», «Лоро», «Великая красота». За роль в «Короле смеха» Сервилло получил венецианскую Премию Пазинетти как лучший актёр.

Фото предоставлено пресс-службой Итальянского Института культуры в Москве

Фильм-реконструкция интересен не только тем, кому знакомо имя Эдуардо Скарпетты. В красивой костюмированной киноистории, гениально воссоздающей воздух и настроения эпохи, сочетаются элементы лёгкой комедии и высокой драмы, а затронутые темы близки и понятны многим. Истоки творчества, призвание и судьба художника, сила и диктатура искусства, общедоступный театр, авторское право, природа триумфа и позора, конфликт поколений, вкусов и эпох – это не просто фильм-биография, а глубокое размышление о жизни и человеке.

Ключевой линией сценария стали семейные отношения. Это сейчас мы знаем, что талант и слава Скарпетты по законам генетики перешли к его многочисленным детям (большинство из них связало свою жизнь с искусством и литературой). А в фильме Мартоне они просто мальчики и девочки из сумасшедшей неаполитанской семейки, «которая не знает стыда». Здесь все мужчины принудительно свободны выбирать стезю актёра-комика, все женщины – родственницы и беременны от одного мужчины, богато обставленный дом наполнен гвалтом, плачем и постоянным движением, а на стенах висит тысяча и одна фотография «любимого» папочки. И в этой жаркой южноитальянской кутерьме у папочки достаёт сил и средств содержать театр и труппу, писать комедии, репетировать и играть спектакли, воспитывать детей и «племянников» и быть народным любимцем. Харизма – второе имя главного героя и актёра Тони Сервилло, идеально воплотившего на экране сложную судьбу незаурядной личности.

Фото предоставлено пресс-службой Итальянского Института культуры в Москве

Один из самых симпатичных персонажей картины – внебрачный сын Скарпетты Эдуардо. Мальчик любит театр и сочиняет пьесы; как маленький мудрец, он видит больше, чем остальные, и умеет читать между строк. Сегодня весь мир помнит его как Эдуардо Де Филиппо (1900–1984) – талантливого итальянского драматурга, актёра, режиссёра, сценариста и поэта. Его пьесы «Филумена Мартурано», «Призраки», «Великая магия», «Рождество в доме Купьелло», «Суббота, воскресенье, понедельник» не сходят с театральных сцен и хорошо знакомы в России. Фильмы по сценариям Де Филиппо снимали Витторио Де Сика, Лина Вертмюллер и другие знаковые кинорежиссёры. Страстные скандалы между супругами, шумные семейные застолья, безумная любовь и горькая обида – легко представить себе, из какого детства родом яркие герои Де Филиппо и образы, воплощённые в числе прочих Софией Лорен и Марчелло Мастроянни.

Режиссёр Марио Мартоне о своём фильме «Король смеха» (комментарий опубликован на сайте Венецианской Биеннале – прим. и перевод ред.):

«Всю свою жизнь великий Эдуардо Де Филиппо отказывался говорить о Скарпетте как о своём отце – только как о драматурге. Когда его брат Пеппино беспощадно изобразил его в одной из своих автобиографических книг, Эдуардо навсегда перестал с ним здороваться. Незадолго до кончины Эдуардо друг-писатель взял у него интервью: “Теперь, когда мы стали стариками, об этом уже можно говорить: Скарпетта был жестоким отцом или плохим отцом?”. Ответ был снова таким же и никаким иначе: “Он был великим актёром”. “Король смеха” – это воображаемый роман Эдуардо Скарпетты и его племени».

Фото предоставлено пресс-службой Итальянского Института культуры в Москве

От себя добавим, что «Король смеха» – один из лучших байопиков, снятых за последние 10–15 лет. Фильм не претендует на документальную достоверность, не возводит героя на пьедестал, не создаёт и не развенчивает мифы. Это история Италии начала прошлого века в стенах одного дома, одного театра и одного зала суда – с горячими красками Кампании и задушевными неаполитанскими напевами Серджо Бруни, Роберто Муроло и Джульетты Сакко.

Фестиваль «Из Венеции в Москву» организован Итальянским Институтом культуры в Москве в сотрудничестве с Венецианской Биеннале и Посольством Италии в Москве и при поддержке Банка Интеза. Смотр пройдёт в рамках проекта КАРО.Арт с 18 по 23 февраля. 

Программа фестиваля

Билеты

URL List