Спектакль «Щастье!» на сцене Театра им.Моссовета – смелая режиссёрская фантазия Аллы Сигаловой по фолк-опере «Клоп» Ю. Кима и В. Дашкевича по произведениям В. Маяковского. Это не просто сценическая интерпретация сатирической пьесы, а грандиозная буффонада, в которой гротеск и балаган становятся языком разговора о человеческой природе и утопических мечтах советского времени.

Уже в первом акте зрителя погружают в мир НЭПовского безумия – мещанского, шумного, фантасмагоричного. Пространство спектакля напоминает карнавальную ярмарку, где герои существуют в атмосфере предельного сатирического преувеличения. Сценическое действие захватывает не столько фабула, сколько образный поток, в котором пластика, хор, цвет и музыка играют не меньшую роль, чем слово.
Главный герой – Иван Присыпкин (Михаил Тройник) – типичный мещанин переходной эпохи, мечтающий вырваться из бедности и обустроить своё «счастье» на основе комфорта и внешнего достатка. Его приживальческая сущность выведена Тройником грубовато и шумно – герой поёт, словно кричит, двигается размашисто и угловато, и даже одежда сидит на нём неуклюже. Он – воплощение человека, потерявшего ориентиры, но мечтающего не о высоком, а о потребительском.

Вокруг Присыпкина вертится хоровое пространство спектакля – многоголосое, многоликое, ритмически слаженное. Этот хор – не просто массовка, а самостоятельный персонаж, отражающий настроения толпы. Они – и сироты времени, и носители ярмарочной культуры, и участники балагана. И именно они раз за разом вовлекают героя в круговорот социального фарса.
Не меньший интерес вызывают женские персонажи: Зоя (Дарья Балабанова) – утончённая, искренняя, в белом платье, словно ангел, случайно оказавшийся среди мещанского торжища. Её чистота в финале оказывается принесённой в жертву. Мадам и Эльзевира Ренессанс (Анастасия Светлова и Глафира Лебедева) – эксцентричные и гипертрофированные образы НЭПовских предпринимательниц. Их роскошь и вычурность граничат с гротеском, а фамилия «Ренессанс» звучит как ироничный вызов культурному возрождению.

Сценография спектакля донельзя выразительна (художник-сценограф Сергей Рябов, художник по свету Константин Бинкин). Первый акт – в сине-красной гамме, создаёт ощущение подворотни, где царит мелкое криминальное и нравственное разложение. Второй – залит алым светом, превращающим сцену в адскую карусель. Апофеозом становится свадьба, выстроенная как зловещий фарс с обилием еды, кричащими костюмами и монументальным гербом СССР за праздничным столом. Символ власти над телами и душами, этот герб буквально давит на героев.
Кульминационная сцена – трагическая развязка. Зоя мертва, Присыпкин – один. На опускающемся занавесе – графические изображения иссохших лиц. Присыпкин окончательно изгнан из мира – не только физически, но и нравственно. Его «щастье» оказалось недостижимым, потому что оно построено на ложных ориентирах и отказе от подлинного чувства.

Алла Сигалова предлагает не просто театральную версию «Клопа», а спектакль-притчу. Это яркая, образная, экспрессивная история о том, как человек может заблудиться в карнавальном мире потребления, утратить себя и так и не понять, в чём заключено настоящее счастье. Спектакль не только о прошлом, но и о настоящем – метафора, в которой каждый может увидеть отражение своей эпохи.
Автор – Анна Герасимова