«Ромео и Джульетта. Любовь вне времени» в театре «Особняк Дашков 5»

Симбиоз классики и современности – смелый эксперимент для театрального пространства, имеющий целью вновь утвердить непреходящие ценности. Театр «Особняк Дашков 5» представил свой взгляд на бессмертную трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Двое молодых влюблённых стали символом молодости и борьбы за свое счастье. Подобный же дух противоречий режиссёры иммерсивной драмы Гарик Рудник и Алексей Карпенко нашли в эпохе девяностых, в которую и оказывается перенесена вечная любовь детей враждующих кланов Капулетти и Монтекки.

Фото предоставлены пресс-службой театра

Драма имеет несколько линий, и зритель сам выбирает, в каком клану хочет присоединиться: это могут быть друзья отца Капулетти, это может быть клан Монтекки. И, конечно, зритель вправе следовать за Джульеттой и ее няней. Каждая группа зрителей заходит в строго определённое время, но по итогу все сюжетные линии становятся единым целым, перемешиваясь и дополняя друг друга.

Особенностью спектакля является то, что в нем буквально нет никаких границ и рамок. Условное пространство сцены – своего рода водораздел между зрителем и актерами – попросту отсутствует. Весь особняк – это тот мир, в котором разворачивается действие и в которое активно вовлечён зритель. В каждой комнате – отдельная сцена, происходящая независимо от другой. Зритель сам волен выбирать, когда ему покинуть помещение и отправиться блуждать по другим локациям. Порой он даже оказывается в ситуации дезориентации: зрители ходят, как в круговороте, а куда идти, чтоб застать актеров – непонятно. Так, внезапный крик побуждает идти на звук, или увлекает за собой молчаливо прошедший мимо актер.

Фото предоставлены пресс-службой театра

Здесь почти не будет привычных для зрителя диалогов. Иногда герои переговариваются тихо между собой, но зритель их почти не слышит и только по жестами и выражению лица догадывается, о чем диалог. Конечно, это не означает, что представление лишено громких монологов. Самые ключевые поэтические совершенства трагедии прозвучат из уст героев. Можно сказать, что слова и короткие беседы между действующими лицами не так уж и важны, потому что звуковое пространство заполнено мелодиями из песен 90х, большинство их них знакомо каждому, что ещё больше вовлекает в происходящее за счёт образующегося духовного родства эпох.

Сами же знакомые нам герои выглядят весьма экстравагантно: спортивки, кожанки, плащи, короткие топы, обтягивающие лосины, кроссовки… Все эти уличные и бандитские образы, однако, нисколько не заглушают и не затмевают изначальных характеров героев, а наоборот подсвечивают их самые явственные черты.

Фото предоставлены пресс-службой театра

Самая вздорная мысль, которая может возникнуть: это попытаться уследить за всеми сценами, что совершенно немыслимо. Никогда не знаешь, в какой комнате шекспировский герой в кожаной куртке или малиновом пиджаке вдруг закроет дверь и начнет свой монолог, обращаясь к запертым зрителям и в то же время их как будто не замечая. Зритель оказывается замешан в саму жизнь спектакля, который, кажется, идёт не по сценарию, а по наитию самих актеров, которые перенесли личность своих персонажей в близкую для нас реальность. И мы, и персонажи находятся как бы в одной равноценной плоскости.

У этого иммерсивного театра есть одна стилистическая особенность. Зрители надевают маски. Так, они становятся как бы витающими в пространстве происходящей истории фантомами, могущими знать и видеть иногда даже больше, чем сами герои. Благодаря такому приему зритель ощущает себя всевидящей судьбой, которая сама расставляет жизненные эпизоды в удобной ей позиции. Помимо прочего, это, конечно, необходимо и для того, чтобы зрители попросту не смешались с актерами, которые находятся к ним в соблазнительной близости.

Фото предоставлены пресс-службой театра

Нестандартен и финал. Все сюжетные линии концентрируются в одну эмоционально-напряженную точку – смерть Ромео и Джульетты. За каким бы актером и за какой бы веткой ни следовал зритель, это приведет его к одному финалу. В комнате с зеркалами, где до этого происходили дискотеки и драки, собираются все, кто участвовал в спектакле действием или созерцанием. Ромео и Джульетта, бессмертные возлюбленные, покидают этот мир, а остальные герои, скорбящие и разбитые, приходят к примирению. После всех эксцентричных, бандитских и иногда даже криминальных сцен отцы двух враждующих кланов жмут друг другу руки. И заканчивается спектакль трогательным моментом: актеры берут за руки некоторых зрителей и выводят их из пространства спектакля. Возможно, именно к вам подойдёт, например, нянюшка Джульетты и вложит в ладонь конфету. Однако аплодисментов не будет. Зрители медленно покидают мир девяностых, где развернулась шекспировская драма.

Автор – Анна Герасимова

URL List