«Мастерская «12» Никиты Михалкова» представляет Всероссийский фестиваль-смотр «Атлас театральной России» – фестиваль для самой широкой аудитории зрителей, представляющий театральное искусство всех регионов РФ. С 1 по 5 ноября москвичи увидели 5 спектаклей пилотного проекта фестиваля.
Спектакль «Обломов» по роману Ивана Гончарова показал старейший русский Театр драмы имени Фёдора Волкова из Ярославля.

Режиссёр из Санкт-Петербурга Анджей Бубень сотворил «чудо театра», когда две творческие единицы – писатель и режиссёр – не противоречат друг другу, когда, не искажая и не подстраивая искусственно к эпохе главный замысел автора романа, постановщик делает своё современное и личное произведение.
Илья Ильич Обломов (Илья Коврижных) теперь не обаятельный тучный барин, а нервического склада молодой мужчина, семимильными шагами подходящий к «кризису среднего возраста». Анджей Бубень лишает действие барственности и усадебности. Герой живёт в своём «домике», похожем не на ожидаемый диван, а скорее на собачью конуру среди развалин прекрасного прошлого.
Состояние, в котором обитает душа Ильи Ильича, знакомо каждому. Вот-вот закончатся бесконечные дела, доживëм до понедельника, Нового года или какого-то знакового дня, и затем, наконец, начнётся жизнь. Жизнь такая, какой мы представляем её себе в снах и мечтах: спокойная, размеренная, красивая, как с картинки. Как в детстве, когда можно было беззаботно болтать ножками, сидя на скамейке.

Детские ножки – основной символ спектакля. Герой не хочет покидать юдоль своего младенчества, где маменька всегда была рядом, а окружающий мир не требовал от него ничего, кроме врождённого ребяческого умения быть самим собой. Илья Ильич понимает, что однажды своей волей он остановил развитие событий своей судьбы в одной точке. Он соглашается со всеми, кто пытается вынуть его из скорлупы, подтолкнуть его к будущему деятельному и высокому. Герой стремится туда всей душой, но тело его вновь и вновь погружается в уют домашнего халата, как в остатки былой роскоши, которой более нет.
Таким же осколком прошлого бродит по дому слуга Захар (Ирина Сидорова, Александра Чилин-Гири). Он давно раскусил своего недотëпу-барина, беззлобно и ворчливо пользуясь его добротой. Старый слуга – последнее, что осталось от роскоши прежней гармонии детства и материнской заботы. Захара играют две актрисы, словно воплощая его самые сладкие воспоминания о матери и не случившуюся в жизни любовь.
«Когда же жить?» – восклицает герой, намеренно отодвигая от себя всё, что из самых лучших побуждений пытается навязать ему окружение. На словах он желает яркой жизни, путешествий, любви, восстановления запущенных дел. Он хочет этого всего ровно до того мгновенья, когда новая реальность начинает разрушать оберегаемый им пуще самой жизни собственный внутренний мир.

Скромное бытие искушает героя мечтами и чувствами. Наконец, нашлась та, кто так дивно напоминает маменьку ангельским исполнением каватины Нормы. Хрупкая живая барышня Ольга Ильинская (Анна Ткачёва) кажется особенной, но также, как и все, она незамедлительно и предприимчиво начинает создавать вокруг Обломова непривычный мир.
Второй акт спектакля переполняется музыкой (композитор Глеб Колядин). Она выходит на первый план, будоражит постоянным отстукиванием ритма, точно отсчитыванием минут уходящей жизни.
У Ильи Ильича жизнь будто бы только началась. Из детских укороченных штанишек и разноцветных носков он переоделся в элегантный чёрный костюм и длинное пальто. И вдруг стал таким знакомым, чеховским персонажем – трогательным интеллигентом, образованным, понимающим больше, чем кажется, с трепетной душой и добрым сердцем.

Почему же он, преображëнный и чётко следовавший расписанию жизни, составленному Ольгой Сергеевной, вдруг снова оказывается сидящим в потëртом кресле в старом свитере и трениках? Ведь появилась рядом та, что так искренна в чувствах и словах! Только Обломов накрепко закрывает перед Ольгой створки своей раковины. Ему снова чудится обман и представляется, что деловитая барышня любит не его, а свои планы по сотворению нового Ильи Ильича.
Иллюзия жизни, в конце концов оборачивается и иллюзией семьи. Обломову проще жить рядом с простой, невежественной и никуда не устремлённой Агафьей Матвеевной (Елена Шевчук), чем с чудесной, лёгкой и любящей Ольгой. Отказ от счастья и полноценного существования – не велика ли цена за сохранение хрупкого мира своей души в целости?

Автор спектакля размышляет глобальными категориями и пробует провести зрителя через эпохи, устраивая на сцене своеобразный сад скульптур, отмеряющих вехи и стили истории. Возможно ли в вечно вскипающей событиями повседневности остаться верным себе, своим предкам, заложенной в тебя нежности, правдивости и теплу? В конце концов, своему детству, когда ты был честным и открытым с миром, ещё ничего не зная об обмане, вражде, лести, предательстве.
Герой спектакля умирает, также, как и герой романа. Только в романе жизнь отторгает бездеятельность и ретроградность. Спектакль же оставляет после себя ещё массу вопросов и предлагает отыскать немало причин ухода персонажа со сцены жизни. Большинство этих вопросов – к себе. Найти в себе Обломова просто. Трудно с ним жить, потому что он, как и большинство людей, желал невозможного.