Сегодня Международный день памяти жертв Холокоста. В этом году девиз такой: «75 лет после Освенцима — распространение знаний и сохранение памяти о Холокосте в целях достижения всеобщей справедливости».
В этот день мы попытались собрать московские спектакли, в которых режиссеры и актёры честно и без прикрас рассказывают о Холокосте, о том, что эти ужасы были и о том, как люди жили после этого.
«Матросская тишина», театр Олега Табакова
История семьи из маленького еврейского местечка, которой довелось жить в жестокие времена, когда человеческое в человеке стало вне закона. История отцовской любви, которая оказывается выше всего. В главной роли – Владимир Машков. В его глазах практически весь спектакль стоят слёзы боли, счастья, любви – и точно такие же слёзы стоят в глазах зрителей.
«Наш класс», театр им.Е.Вахтангова
Первый звонок… Первый школьный день… Мальчики и девочки, полные жизни и радости, полные надежд рассказывают о себе, о родителях, о своих мечтах. С этими десятью ребятами за время спектакля зритель проживает десять жизней. В 2008 году польский драматург Тадеуш Слободзянек написал пьесу, название которой призывало осознать трудные уроки истории — «Наш класс. История в 14 уроках». Действие начинается в маленьком городке в конце 20-х годов, а судьбы персонажей — польских и еврейских мальчиков и девочек из одного класса — прослеживаются до наших дней. У десяти героев пьесы есть реальные прототипы, и события, описанные в пьесе, действительно происходили в польском городке Едвабне.
«Ничья длится мгновение», РАМТ
Еврейское гетто в Литве. 17-летний Исаак Липман играет шахматную партию с немецким офицером, комендантом гетто Адольфом Шогером. Ставка в игре – жизнь. Исаака и всего гетто. Гетто – универсальный образ ограничения, насилия, жертвы. Но гетто – это еще дни, месяцы, годы жизни. Чувства, мысли, поступки проявляются здесь с исключительной силой. Любовь и дружба, рождение детей и их смерть, гордыня и милосердие, преданность и предательство, горе и бесконечное счастье каждого солнечного дня — таким полным может быть только пик бытия.
«Дневник Анны Франк», театр им.Е.Вахтангова
«Дневник Анны Франк» – исторический документ. Это записи на голландском языке, которые вела девочка Анна в годы оккупации Голландии нацистами. Анна Мари Франк родилась 12 июня 1929 года во Франкфурте в еврейской семье. В 1933 году в Германии начались массовые гонения и притеснения евреев, и семья Анны была вынуждена переехать в Амстердам. К 1942 году обстановка в Амстердаме накалилась настолько, что Анна Франк с сестрой, их родители и несколько друзей семьи были вынуждены спрятаться в мансарде дома, где располагалась контора отца Анны Отто Франка. Снаружи казалось, что верхние этажи необитаемы, а дверь на лестницу, ведущую в тайное убежище, была замаскирована книжным шкафом. Дневник Анна получила в подарок ко дню рождения 12 июня 1942 года. Семья скрывалась в мансарде в течение двух лет. В начале 1944 года Анна сама начала литературно обрабатывать записи, надеясь опубликовать их после окончания войны. Последняя запись в дневнике сделана 1 августа 1944 года. Вскоре всех обитателей убежища нашли и арестовали. В 1947 году Отто Франк опубликовал дневник дочери в сокращённой версии. С тех пор книга была много раз переиздана и дополнена, «Дневник Анны Франк» переведён более чем на 60 языков мира.
Это сага о послевоенной жизни, охватывающей тридцать лет — с 1945 по 1975 год. В центре повествования – судьба двух сестёр, Рахили и Злоты, и их семьи. Шифоньер, швейная машинка Зингер, обеденный стол, кровати с железной спинкой, салфетки ришелье – в спектакле живет и дышит послевоенный советский быт, который сохранялся десятилетиями, хоть менялись радиолы и добавлялись холодильники.
«Враги. История любви», театр Современник
Незабываемый, страстный, высочайшего психологического накала спектакль, который заставляет возвращаться нервом в пережитую героем историю и еще раз прожить ее теперь уже своим сердцем. Поиск утерянного после войны смысла жизни, накрывающие волной воспоминания и надежда спастись от всего этого в любви приводят героя к отношениям сразу с тремя женщинами. Он мечется между ними: женщиной, которой он обязан жизнью, любящей его с собачьей преданностью и покорностью; женщиной – любовницей, импульсивной, чувственной, яркой и праздничной; и женщиной — женой, жертвенной, надежной, по-матерински нежной и понимающей. Кем станут герои друг другу? Врагами или любовь объединит их?