В молодости величайшую русскую поэтессу Анну Андреевну Ахматову звали «ассирийской принцессой» и «египтянкой». В ее профиле поклонники усматривали колдовские черты, а недруги считали ведьмой и побаивались оказываться с ней рядом. Ходили слухи, что Анне Андреевне достаточно взглянуть на недоброжелателя — его тут же разбивала какая-нибудь болезнь. Говорили также, что ее поэзия заговоренная, а ее читатели могут потерять разум, начитавшись «ведьминых стихов». Споры о том, правда это или нет, не утихают по сию пору.
Программа Народной артистки РФ Юлии Рутберг «13 вопросов к Ахматовой» тоже окутана мистическим флером, ведь разговор идет не только со зрителем, но и с самой Анной Андреевной. При работе над этим поэтическим вечером, актриса попросила задать самые главные вопросы к Ахматовой людей, для которых творчество поэтессы стало ориентиром и постоянным фоном их жизни. И на эти вопросы Ахматова дает ответ в своих стихах. Число же «13», вопреки общепринятому символу самого безнадежного невезения, для театра Вахтангова – счастливое. В 1913 году образована «Студия Вахтангова», 13 сентября 1920 года она вошла в большую мхатовскую семью под именем Третьей студии МХТ и 13 ноября 1921 года – день премьеры «Чуда святого Антония» – стал днем рождения нового театра.
Какие же тринадцать вопросов будут заданы великой поэтессе? Самые разные: о любви, о жизни и смерти, о поэзии и даже о гендерном равенстве и о Сталине. Повествование соткано из биографии Анны Ахматовой, ее стихов и многочисленных мифов о ней, которые будут подтверждены или развенчаны. Даже если зритель (все возможно в этом мире) ничего не знает об Ахматовой, то после этой программы обязательно заинтересуется если не поэзией, то уж точно историей жизни женщины, которой дарован был талант, как благословление и проклятие.
К слову, сама Анна Андреевна тоже присутствует на сцене. Она смотрит на публику с портрета кисти Альтмана, наверное самого известного ее портрета. Портрет-противоречие, на котором художник создал женщину одновременно царственную, величественную, самоуверенную, но поразительно хрупкую и беззащитную, и о котором она писала :
Как в зеркало глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым…
Увидеть в этом портрете и в этих стихах не какой-то памятник из школьной программы, а настоящего живого человека, с понятными каждому страстями, печалями и радостями – вот цель, которую поставила перед собой Юлия Рутберг и которой с блеском достигла. И кто знает, может быть, Анна Андреевна и правда навещает Арт-кафе? Будьте внимательны, а вдруг промелькнет между кулисами хвост рыжего кота.