Евгений Панфёров – актёр театра МОСТ, который пришел туда, будучи студентом МГУ, и остался навсегда. За 10 лет в театре он сыграл множество главных ролей, стал помощником художественного руководителя и кажется, что у этого энергичного молодого человека впереди огромное будущее, ведь сил и вдохновения ему хватит на многие свершения. Мы встретились с артистом и поговорили о его жизненном пути и, конечно, о театре.
Вы пришли в студию театра МОСТ в 2010 году. Как появилась идея связать свою жизнь с театром, уже будучи достаточно взрослым?
Так сложилось, что я с детства занимался театром в детской театральной студии при ДК ЗИЛ, играл там в спектаклях. И в какой-то момент встал вопрос, куда идти учиться – в театральный или в МГУ. Здравый смысл победил, и родители убедили меня пойти изучать языки в Институт стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ. Но я по-прежнему хотел заниматься театром, и меня не покидала мысль, что можно попробовать себя в студенческом театре. На первом курсе я решил не поступать, на втором никак не решался, думал: «Да кто меня возьмёт?». В итоге на третьем курсе друзья уговорили меня прийти на прослушивание, и я поступил в учебную студию театра МОСТ.
Когда пришли в театр, МГУ и языки ушли на второй план?
Нет. У Евгения Иосифовича, нашего руководителя, такая политика, что учеба — прежде всего. Он очень поощряет красные дипломы и защиты диссертаций, уважает научный труд. Поэтому приходилось совмещать.
Как проходило обучение в студии?
Сначала мы занимались актерскими тренингами, потом – этюдами. Я сделал пародию на Амаяка Акопяна, ведь моим хобби были еще и фокусы. Мне повезло, потому что как раз в это время выпускался новогодний спектакль-кабаре «Сны на Патриарших», куда нужны были номера оригинального жанра. Мой номер очень хорошо вписался в программу, и меня пригласили участвовать в спектакле.
А потом какие спектакли пошли?
После «Снов на Патриарших» меня постепенно ввели во все спектакли на разные роли. Например, одним из первых был «Сирано». Когда я посмотрел его в первый раз, я сказал нашему художественному руководителю Евгению Иосифовичу: «Это просто потрясающе! Я плакал!». Он говорит: «Воот, в этом спектакле как раз нужен новый актер!» Потом режиссер Георгий Долмазян пригласил меня играть в постановке «Иллюзион». И уже через год после моего поступления я репетировал главную роль в спектакле «Непобедимая Армада».
Какой из спектаклей сейчас самый любимый? Вот видишь утром в расписании, что сегодня его играть, и хорошо на душе от этого.
Для меня сейчас это спектакль «Дорогой Бог!», после него всегда остаются позитивные эмоции. Он очень хорошо и тепло воспринимается залом. Ты просто предвкушаешь эту роль, просыпаешься и думаешь: «О, сегодня «Дорогой Бог!» Ну, здорово!» У нас на этом спектакле очень тёплая атмосфера за кулисами и на поклонах – когда все зрители плачут, смеются, хлопают. Поэтому для меня – это такой «спектакль радости».
Как думаете, почему этот спектакль такой аншлаговый? На него билеты распроданы на несколько месяцев вперед.
Я думаю, потому что о довольно сложной теме в этом спектакле рассказывается простым языком. Мне кажется, сейчас, в современной театральной жизни, очень многое любят усложнять, драматизировать. А здесь наоборот. Несмотря на то, что спектакль про смерть, про переживания ребёнка, он вызывает очень светлые чувства. И зрители после него выходят с ощущением, что эта история про добро, высшие ценности бытия. Можно сказать, что именно «Дорогой Бог!» лучше всего отражает главную установку нашего театра.
Какую установку?
Пропаганду высших ценностей бытия.
Кто определяет эти высшие ценности, Евгений Иосифович?
Мы их все где-то внутри знаем. Понимаем, что добро, дружба, любовь — это и есть высшие ценности. Вот эти ценности стоят выше денег. Задача нашего театра – просто напомнить о том, что каждый человек и так знает.
Какой у вас коллектив в театре, дружный?
Очень. Например, когда 10 лет назад я только пришел в театр и вводился в спектакль «Сирано», я ощутил мощную поддержку старшего поколения актёров — Ильи Кожухаря и Лёни Семенова. Ребята объяснили мне, как и что делать, все разложили по полочкам. Я такому подходу удивился и обрадовался одновременно.
Сейчас стало еще больше спектаклей по сравнению с тем временем, когда я пришёл в театр. Он стал успешнее, на мой взгляд. Сильно расширился репертуар, много вот таких вот вводов актёров. Но я никогда не встречал такого, чтобы кто-то кого-то новенького на репетиции критиковал или притеснял.
Это же здорово! За 10 лет в театре много хороших друзей здесь встретил?
Сейчас практически все мои друзья работают в этом театре: мой лучший друг, моя девушка, жена моего лучшего друга… Вся моя жизнь проходит здесь, театр для меня — это дом и семья.
Получается, что МОСТ – такой семейный театр.
Абсолютно! Например, в последних числах декабря мы проводим капустник в честь дня рождения директора и режиссера театра. Перед Новым годом у нас как раз идет спектакль «Сны на Патриарших», во время которого зрители сидят за столиками, как в кафе. Он идет каждый день, с 20 по 30 декабря. После последнего спектакля, когда зрители уже разошлись, мы сами садимся за эти столики, а на сцене устраиваем капустник. Он всегда проходит в очень теплой и душевной атмосфере.
Как думаете, в чём секрет успеха театра, который зародился как студенческий? Во-первых, он просуществовал 250 лет и в итоге стал государственным театром. Почему сложился этот успех и почему его сделали люди, которые изначально не шли учится на актёров?
Когда ты здесь играешь, ты воспринимаешь это не как работу, а как отдушину, отдых от основного места работы или учёбы. А наши режиссеры знают, как сделать из нас профессиональных актеров. При этом заработок для нас — не главный стимул. Мы работаем здесь, потому что нам очень хочется этим заниматься. Все изначально приходят сюда не за деньгами и не за славой, а за самореализацией. Зрители это чувствуют, и, думаю, во многом благодаря такой позиции театр стал успешным.
Помимо множества ролей, вы еще помощник художественного руководителя. Как проходит день в театре, что входит в ваши обязанности?
Ну, прежде всего и изначально я актёр. А когда я устраивался помощником Евгения Иосифовича, мне была очень интересна работа актерской учебной студии, ведь с нее началась и моя жизнь в театре. Каждый раз мне интересно наблюдать, как обычный студент постепенно превращается в актёра.
Как выстроить программу так, чтобы за короткий срок человек реально стал актёром? Какие должны быть основные моменты в этой программе?
Мы же не будем здесь раскрывать все секреты (смеется).
Совсем чуть-чуть приоткроем завесу тайны.
У Евгения Иосифовича есть своя установка, свой взгляд, свой метод работы. Мы, может быть, минуем какие-то элементы, которые проходят в театральных вузах. Но основная работа построена по методике Станиславского, на вере в предлагаемые обстоятельства.
С чего всё начинается? Что первое происходит с человеком, когда он приходит на актёрский курс сюда?
Ну, например, есть такое упражнение – рассчитаться по порядку всей группой, не договариваясь и не перебивая друг друга. То есть: 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый. Поначалу, конечно, ничего не получается. Потом мы даем студийцам какие-то предлагаемые обстоятельства, которые очень сильно на них воздействуют, и сразу всё получается.
Я не понимаю, какие мне можно дать обстоятельства, чтобы я начала понимать всех вокруг себя.
Это должно быть что-то, что задевает за живое. Условия, в которых у ребят в реальной жизни не было бы другого выхода, кроме как сделать то, что им говорят. Это упражнение помогает понять, насколько хорошо ты можешь вжиться в предлагаемые обстоятельства. И после того, как ребята действительно поверят в них, упражнение получается с первого раза, в группе 40 человек.
Удивительно.
И вот таких упражнений целый блок. Мы постепенно подходим таким образом к этюдам. Этюды – это наблюдения за реальными людьми, в процессе обучения они перерастают в полноценные номера – пародии на медийных личностей и университетских преподавателей. Недостаточно просто «скопировать» голос своего героя, одеться в похожий костюм. Мы всё время допытываемся c Евгением Иосифовичем: «Чего хочет этот человек? Что у него происходит в жизни вне университета?» Если освоить технику веры в предлагаемые обстоятельства, можно «сжать» сроки обучения до полугода. Дальше всё, что нужно, актер добирает сам, в процессе работы над ролями, подготовки к спектаклю. Это как программа первых двух курсов в театральном вузе.
А бывает, что в студию приходят люди, с которыми вообще ничего не получается сделать? Ну, не понимает кто-то эти обстоятельства, не может вжиться. Как быть в этом случае?
Во-первых, у нас перед обучением проходит прослушивание, мы не всех подряд берём. А во-вторых, сразу нельзя точно определить, насколько талантлив человек. Бывает, что приходит какой-нибудь тихий мальчик, по которому даже не скажешь, что он может быть актером, но он умный, готов работать над собой.Именно такой человек в театре и остается. Всё зависит от того, сколько своего личного времени человек может посвятить этому делу. Специфика театра такова, что только если ты готов полностью отдать себя искусству, тогда и будет результат.
Про обучение в студенческой студии всё понятно, а в детской студии примерно такая же система работы? Или она выстроена иначе? Кажется, что с детьми работать сложнее.
Конечно, в детской студии всё иначе. Во-первых, это не полугодовое обучение, оно может длиться 2-3 года. Это театральная студия, которая работает постоянно. У нас есть педагоги и по актерскому мастерству, и по хореографии. Мы все вместе составляли программу и включали в нее то, что, на наш взгляд, действительно нужно детям.
И какие блоки должны быть обязательными? Чтобы это, во-первых, потом в жизни пригодилось, а во-вторых, пересекаются ли они с теми блоками, которые нужны человеку, выбирающему впоследствии актёрскую профессию?
Мы работаем над сценическим вниманием, умение концентрироваться. Это очень полезно любому человеку. Уделяем время, опять же, работе в предлагаемых обстоятельствах. Без этого никуда.
Чем детская студия театра МОСТ отличается от других детских театральных студий, которых в Москве довольно много?
Мы не просто студия, мы — театр. Преподают детям актёры и режиссеры театра. Каждые полгода мы делаем показы для родителей, дети выходят на сцену.
Мы не столько хотим научить ребёнка мастерству актёра, добиться, чтобы он научился громко и четко говорить, сколько привить любовь к искусству, театру. Вот, пожалуй, основное наше отличие от любой другой театральной студии. Надо, чтобы дети выходили на сцену не потому, что их мама заставила, а потому, что им самим этого хочется. После выступления они слышат аплодисменты зрителей, получают цветы, и это еще больше мотивирует их заниматься дальше.
Сколько детей приходят по собственному желанию, а сколько потому, что их мама привела?
Наверное, 50 на 50. У всех родителей разные задачи, когда они приводят детей. Одни уже знают, что ребёнку надо идти в театральную студию, потому что он артистичный, любит выступать. Другие считают, что их ребенок очень замкнутый и ему надо пойти заниматься актерским мастерством, чтобы раскрепоститься. Кто-то просто хочет занять чем-то свободное время.
Допустим, все дети – артистичные и не очень – отучились год в студии и делают спектакль. Они будут все играть одинаково хорошо или, всё-таки, будет видно, что какие-то дети всё ещё замкнутые и собираются сидеть в уголке сцены, молча?
Разницы видно не будет, потому что мы за этим следим, никого не выделяем. Все что-то могут, если они этого хотят. Наша задача – пробудить в детях желание достичь результата. Даже если ребёнок не вполне владеет актерскими техниками или у него имеются проблемы с речью, его внутренняя позиция «я это делаю, потому что мне это нравится», поможет преодолеть себя.
Во сколько лет можно прийти в детскую студию?
У нас сейчас занимаются дети в возрасте от 6-ти лет до 14-ти лет.
А потом уже в студенческую студию?
Cначала нужно куда-то поступить. Мы специально не делаем программу для старшеклассников: пусть лучше к экзаменам готовятся. А когда поступят, можно, конечно, вернуться уже в студенческую студию.
А если они захотят в театральный поступать?
У нас нет задачи подготовить к поступлению в театральный вуз. Скорее, мы хотим раскрыть в ребенке определенные таланты, дать ему уверенность в себе. Чтобы после выпуска он мог свободно чувствовать себя в любой профессии. Если же человек захочет поступать в театральный, то, конечно, мы отговаривать не будем.
Театр в этом году отмечает 20-летие. Что бы вы хотели пожелать любимому и родному театру?
Есть такая примета в театральных кругах, что театр живёт 20 лет. Я бы пожелал нашему театру жить дальше, развиваться, постоянно наращивать эти темпы. Развития пожелал бы, не останавливаться! Вперёд! И с песней!