«Мне была интересна история того, как чужой, посторонний человек становится родным…», – признается Алёна Лаптева, режиссер премьерного спектакля «Старший сын» в Московском театре Олега Табакова. На сцене театра это не первое прочтение пьесы Александра Вампилова. В 2008 году комедию здесь поставил Константин Богомолов, заострив драматизм истории. Его Сарафанов (неповторимый актёр Сергей Сосновский) – ранимый, трогательный, с искорёженной душой «блаженный», слепо ищущий любви. Он будто изо всех сил бежит от одиночества, но оно неизбежно ходит за ним по пятам… Сегодня новый Сарафанов преобразился, стал более светлым, он уже не так очевидно отбрасывает тень тоски и безысходности.
Сценограф спектакля Сергей Тырин детально воссоздает быт в доме Сарафановых, часть улочки, где даже нашлось место настоящей луже. В неё то и дело встревают герои, рискуя полностью промочить ноги. Теплый свет от лампочек, треск щебня, старая мебель, длинная бельевая веревка, музыка Чайковского из радио. Атмосфера переносит в реалии доброго советского кино, где персонажи всегда немного переигрывают, но делают это искренне и неповторимо. Патетический градус от этого не вызывает отчуждения, а наоборот, привносит особенный колорит: добрый, светлый, даже сказочный. Ретро рисунок продолжает и художник по костюмам Евгения Панфилова, не боясь привнести в сдержанную гамму ярких акцентов. Ядовито-зелёное пальтишко Сильвы (Павел Шевандо) подчеркивает его бурлящий темперамент. Сильва так и не сумеет понять, что по-настоящему произошло, и почему мальчишеская шалость обернётся откровением. Как так вышло, что Бусыгин кровью и плотью вживется в роль сына для абсолютно чужого человека?
Александр Вампилов демонстрирует парадоксальную житейскую ситуацию: от старого отца бегут родные дети, а студент-гуляка тянется к нему и прирастает, как сломанная веточка на покалеченном дереве. В этом отчетливо проглядываются библейские мотивы: все люди братья и сестры. Эту формулу очень нелегко решить и ещё сложнее применить, ведь за красивой фразой «любовь к ближнему» кроется каждодневная внутренняя борьба с эгоизмом.
Когда произошло это откровение с Бусыгиным? В какой момент юноша, который по своей легкомысленности опоздал на электричку и обманом напросился переночевать в чужой дом, почувствовал ту самую «любовь к ближнему»? Артур Касимов трепетно относится к своему персонажу, стараясь как можно правдоподобнее оправдать его поступки и духовные порывы. Актёр играет легко и просто, но вместе с тем ловко избегает сухой однобокости, слащавой лиричности. Его Бусыгин обычный парень, который вдруг не побоялся полюбить посторонних людей: новоиспеченную сестру, школьника-брата, а главное странноватого Сарафанова.
Неудачника-композитора, который всю жизнь сочиняет одно произведение и никак не может закончит даже первой страницы, играет обаятельный Сергей Беляев. Актёр очень мягко воссоздает «блаженного», поэтому он у него выходит буквально сказочным персонажем. В сцене разоблачения Сергей Беляев не педалирует на трагические ноты, не истерит, наоборот, он как батюшка перед аналоем, принимает исповедь – спокойно и умиротворенно. Актер с первой же сцены вызывает симпатию и желание наблюдать за малейшими изменениями в настроении, мимике своего героя. Наверное, так откровенно и честно можно играть только тогда, когда любишь персонаж, сочувствуешь ему, а главное – понимаешь.
«То-ли кантата, то-ли оратория. Называется «Все люди – братья». Всю жизнь, сколько я себя помню, он сочиняет эту самую ораторию», – сетует на отца Нина. Актриса Наталья Попова делает свою героиню очень суетливой, она не может дождаться того дня, когда выйдет замуж за лётчика и сбежит на Сахалин. Суетятся по-своему все: Сильва, Нина и даже Бусыгин очень торопливо говорят, подгоняя друг друга. Макарская спешно переодевается на очередное свидание, отрывисто и резко отваживая от себя малолетнего Васеньку. Два этих героя вышли весьма интересными и симпатичными.
Васенька у Павла Чернышова – подросток, впервые столкнувшийся с настоящим сильным чувством влечения к женщине. Актёр не гримасничает, а рельефно выстраивает роль, прорабатывая особенно четко весь драматизм, заложенный в характере мальчугана в смешной шапочке. Ведь к любви надо относится с абсолютной серьезностью, даже если объект этого чувства дама постарше, секретарь в местном суде. Арина Автушенко молодая красивая актриса, практически ровесница своей героине, которой в пьесе всего-то 26 лет. Но здешняя Макарская отчего-то больше напоминает женщину бальзаковского возраста. Возможно, это желание режиссера выстраивать галерею образов по контрасту, чтобы ярче прорисовать контуры судеб.
Алена Лаптева уделяет отдельное внимание второстепенным персонажам, которые у неё не только выполняют заданную драматургом «функцию», но и выглядят полнокровными характерами. Жених Кудимов (Севастьян Смышников) забавно появляется на сцене, буквально врываясь на мопеде, с полагающими шумом и суматохой. Среди подружек (Ангелина Пахомова и Анастасия Тимушкова) – яркая девушка, которая в любой компании сумеет обратить на себя внимание и рядом выгодная серая мышка в очках, классическая спутница «популярных» девиц. Одна из первых сцен встречи соседа (Алексей Усольцев) и Сарафанова, вернувшегося с подработки на похоронах, снова повторяется в финале, вместе с остальными зарисовками пролога. Это закольцовывает сюжет, придавая ему очевидного мифологического подтекста.
Если с первых минут казалось, что Алёна Лаптева поставила исключительно комедию, то в финале склоняешься к другому выводу. История Сарафанова теперь видится не бытовым сюжетом про отцов и детей, а библейской притчей. «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», – говорит Сарафанов, и Бусыгин остаётся в его доме. Этот парень не сирота, у него есть мать, но он испытывает потребность быть рядом с чужим, малознакомым человеком. «Все люди – братья», – называет Сарафанов своё сочинение и доказывает собственным примером жизнеспособность этого утверждения. Из радио снова и снова будет доноситься классическая музыка, опять заскрипят оконные рамы, и где-то в другом провинциальном городе опоздавший на электричку незнакомец обретет в чужом доме семью. Ведь человек для Вампилова – это луч света, у которого есть начало, но нет конца.